________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
________________________________________________________________
Детали топливной системы ЯМЗ-240
Автоматическая
муфта опережения впрыскивания топлива — центробежный регулятор,
предназначенный для изменения момента начала подачи топлива в
зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
Применяя эту муфту, улучшают пусковые качества двигателя ЯМЗ-240ПМ2
и повышают экономичность его работы на различных скоростных режимах.
Схема привода топливного насоса высокого давления и муфты опережения
впрыскивания топлива показана на рисунке 23.
Основные части муфты: ведущая полумуфта 4, ведомая полумуфта 2,
грузы 6, пружины 7, текстолитовая шайба 17 и фланец 12.
Ведомая полумуфта установлена на коническом носке кулачкового вала 3
топливного насоса на шпонке и закреплена кольцевой гайкой. Ведущая
полумуфта размещена на ступице ведомой, и ее два шипа входят в
прорези текстолитовой шайбы.
В остальные две перпендикулярно расположенные прорези шайбы входят
шипы фланца, закрепленного на вале 13 привода ТНВД.
Усилие с ведущей полумуфты на ведомую передают пружины 7.
При малой частоте вращения коленчатого вала грузы 6 прижимаются
пружинами 7 к центру муфты. При этом усилие от ведущей полумуфты
передается
через пазы грузов 6 и оси 5 ведомой полумуфты 2 кулачковому валу 3
топливного насоса.
С увеличением частоты вращения кулачкового вала грузы под действием
центробежных сил расходятся от центра муфты и, упираясь фигурными
пазами
через проставки 8 в пальцы ведущей полумуфты, сжимают пружины.
Расстояния между осями грузов и упорами уменьшаются, и ведомая
полумуфта поворачивается относительно ведущей по направлению
вращения, при этом
угол опережения впрыскивания топлива увеличивается.
При понижении частоты вращения коленвала грузы сходятся, и
угол опережения впрыскивания топлива уменьшается.
Наибольший угол поворота полумуфт 7°. Угол опережения впрыскивания
топлива может увеличиваться до 14° по углу поворота коленчатого
вала.
Топливоподкачивающие насосы предназначены для устойчивой подачи
топлива при возрастающем сопротивлении топливных фильтров по мере их
загрязнения.
На дизелях ЯМЗ-240ПМ2 применяют насосы поршневого типа,
различающиеся наличием дополнительного насоса с ручным приводом. Их
включают в
систему питания параллельно один другому.
Топливоподкачивающий насос с ручным приводом установлен с правой
стороны блок-картера и предназначен для нагнетания топлива в насос
высокого
давления при неработающем дизеле, для заполнения системы топливом
при техническом обслуживании и удаления из нее воздуха перед пуском
дизеля.
Оба насоса приводятся в действие от общего эксцентрика,
установленного на переднем торце распредвала. Схема
насоса показана на рисунке
24.
При набегании эксцентрика 18 (рис. 24,6) на ролик 16 толкателя
поршень 5 перемещается вверх. Давление топлива в полости над поршнем
возрастает, а в
полости под ним уменьшается.
Вследствие этого впускной клапан 13 закрывается, а нагнетательный 7
открывается и топливо из верхней полости перетекает в нижнюю
(внутреннее
перекачивание порции топлива).
При отходе эксцентрика от ролика поршень под действием ранее сжатой
пружины 9 (рис. 24, а) перемещается вниз, создавая разрежение в
верхней полости
и повышенное давление в нижней.
Тогда впускной клапан откроется, и топливо из магистрали низкого
давления (топливный фильтр грубой очистки — топливопрокачивающий
насос—
трехходовой кран — топливный бак) заполнит полость над поршнем.
Нагнетательный клапан закроется, и топливо из-под поршня будет
перекачиваться в магистраль фильтр тонкой очистки — ТНВД (такты
впуска и нагнетания). При дальнейшем вращении эксцентрика процесс
будет повторяться.
Дизель ЯМЗ-240 ПМ2 потребляет только часть топлива, подаваемого
топливоподкачивающими насосами. Поэтому во время работы насосов в
нагнетательных клапанах 7
создается давление подпора топлива (~0,2 МПа) независимо от частоты
вращения вала с эксцентриком и расхода топлива.
При работе насоса с ручным приводом топливо всасывается в него при
движении рукоятки с поршнем вверх и выталкивается — при их движении
вниз.
Топливопрокачивающнй насос РНМ-1К низкого давления служит для
заполнения топливом системы низкого давления при неработающем дизеле
и
повышения давления в ней при работе дизеля. Схема работы
топливопрокачивающего насоса показана на рисунке 24.
При перемещении мембраны 9 по направлению к крышке 7 в полости II
создается разрежение, под влиянием которого открывается клапан 10, и
топливо
засасывается из магистрали низкого давления (топливный бак —
трехходовой кран) в полости I и II. При этом нагнетательный клапан 3
закрыт.
При обратном ходе мембраны нагнетательный клапан открывается, а
впускной — закрывается, и топливо из полости II поступает в полость
III и далее к
топливоподкачивающим насосам и фильтру тонкой очистки.
Если давление в полости III повысилось на 0,06-0,08 МПа, то
редукционный клапан 1 открывается, и часть топлива из полости III
перетекает в полости IV и I.
Во время работы двигателя ЯМЗ-240ПМ2 под влиянием разрежения,
создаваемого топливоподкачивающими насосами, открываются впускной и
нагнетательный клапаны, и топливо из полости I поступает в полость
III.
Топливный фильтр грубой очистки предназначен для предварительной
очистки топлива, поступающего в топливоподкачивающие насосы.
Фильтр состоит из крышки 1 и двух корпусов 5 с фильтрующими
элементами 6, соединенными параллельно и представляющими собой
ворсистый
хлопковый шнур, навитый на сетчатый каркас. Фильтрующие элементы
плотно зажаты по торцам между крышкой и дном корпуса.
Под действием разрежения, создаваемого топливоподкачивающими
насосами, топливо засасывается в канал I и поступает в полости III,
образуемые
корпусами фильтра и наружными поверхностями фильтрующих элементов.
Пройдя через ворсистый хлопковый шнур, очищенное от крупных
механических частиц топливо поступает в канал II крышки и далее к
топливоподкачивающим насосам.
В нижней части каждого корпуса выполнено отверстие для слива отстоя
топлива при техническом обслуживании фильтра.
Топливный фильтр тонкой очистки предназначен для окончательной
очистки топлива, нагнетаемого топливоподкачивающими насосами в ТНВД.
Основные части фильтра: крышка 10 (рис. 27), два корпуса с
фильтрующими элементами 6, соединенными параллельно и
представляющими собой
фильтрующую массу, сформованную на перфорированном металлическом
каркасе.
Элементы поджаты пружинами 3 к крышкам, их центральные каналы с
торцов уплотнены резиновыми прокладками 5 и 11. Через жиклер 18,
ввернутый в
крышку, сливают часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему
низкого давления.
Топливо, нагнетаемое топливоподкачивающими насосами, поступает через
штуцеры в крышке в полости III, образованные внутренними
поверхностями
корпусов 7 и наружными поверхностями фильтрующих элементов 6.
Очищенное фильтрующей массой топливо через центральные каналы,
горизонтальный канал и штуцер в крышке подается к топливному насосу
высокого
давления. Тонкость очистки фильтра 0,002-0,003 мм.
Форсунка ЯМЗ-240 распыляет и распределяет топливо в камере сгорания
дизеля. Основные части форсунки: корпус 19 (рис. 28), прецизионная
пара корпус
22— игла 23 распылителя, штанга 4, пружина 16 с гайкой 15 и
контргайкой 14.
Топливо подается к форсунке через штуцер 8 с сетчатым фильтром 7.
Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо
отводится
через отверстия в гайке 15 и 49 колпаке 11 по дренажной трубке 12.
Форсунку устанавливают в латунный стакан 1 головки цилиндров,
уплотняют медной гофрированной шайбой 2 и крепят скобой, лапки
которой опираются на
буртик колпака 11.
Воздухоочиститель — сухой, двухступенчатый, комбинированный. Он
состоит из корпуса, впускной трубы, первой (мультициклонной) и
второй (четыре
кассеты с картонными фильтрующими элементами) ступеней.
При работе двигателя воздух засасывается в нижнюю часть корпуса к
инерционным аппаратам воздухоочистителя.
При этом воздушный поток закручивается, и частицы пыли под действием
центробежных сил и сил инерции, вызванных изменением направления
потока,
отбрасываются к стенкам труб и ссыпаются в бункер.
Из направляющих труб воздух поступает во вторую ступень, где
вторично. очищается и засасывается цилиндрами двигателя.
Выпускная труба состоит из эжектора (верхняя часть), искрогасителя
(нижняя часть) и крышки. В сужение эжектора вварен патрубок, к
которому
присоединена труба отсоса пыли из воздухоочистителя.
Выпускная труба закреплена на верхнем листе капота облицовки с
помощью стяжного устройства и хомута. На выпускной трубе размещен
экран для
уменьшения теплового воздействия на стекла кабины.
Вследствие разрежения в сужении эжектора отработавшие газы вместе с
пылью из бункеров воздухоочистителя выбрасываются наружу, удерживая
крышку в открытом положении.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8