________________________________________________________________

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

________________________________________________________________

Детали топливной системы ЯМЗ-240

Автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива — центробежный регулятор, предназначенный для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

Применяя эту муфту, улучшают пусковые качества двигателя ЯМЗ-240ПМ2 и повышают экономичность его работы на различных скоростных режимах.

Схема привода топливного насоса высокого давления и муфты опережения впрыскивания топлива показана на рисунке 23.

Основные части муфты: ведущая полумуфта 4, ведомая полумуфта 2, грузы 6, пружины 7, текстолитовая шайба 17 и фланец 12.



Ведомая полумуфта установлена на коническом носке кулачкового вала 3 топливного насоса на шпонке и закреплена кольцевой гайкой. Ведущая полумуфта размещена на ступице ведомой, и ее два шипа входят в прорези текстолитовой шайбы.

В остальные две перпендикулярно расположенные прорези шайбы входят шипы фланца, закрепленного на вале 13 привода ТНВД. Усилие с ведущей полумуфты на ведомую передают пружины 7.

При малой частоте вращения коленчатого вала грузы 6 прижимаются пружинами 7 к центру муфты. При этом усилие от ведущей полумуфты передается через пазы грузов 6 и оси 5 ведомой полумуфты 2 кулачковому валу 3 топливного насоса.

С увеличением частоты вращения кулачкового вала грузы под действием центробежных сил расходятся от центра муфты и, упираясь фигурными пазами через проставки 8 в пальцы ведущей полумуфты, сжимают пружины.

Расстояния между осями грузов и упорами уменьшаются, и ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей по направлению вращения, при этом угол опережения впрыскивания топлива увеличивается.

При понижении частоты вращения коленвала грузы сходятся, и угол опережения впрыскивания топлива уменьшается.

Наибольший угол поворота полумуфт 7°. Угол опережения впрыскивания топлива может увеличиваться до 14° по углу поворота коленчатого вала.

Топливоподкачивающие насосы предназначены для устойчивой подачи топлива при возрастающем сопротивлении топливных фильтров по мере их загрязнения.

На дизелях ЯМЗ-240ПМ2 применяют насосы поршневого типа, различающиеся наличием дополнительного насоса с ручным приводом. Их включают в систему питания параллельно один другому.

Топливоподкачивающий насос с ручным приводом установлен с правой стороны блок-картера и предназначен для нагнетания топлива в насос высокого давления при неработающем дизеле, для заполнения системы топливом при техническом обслуживании и удаления из нее воздуха перед пуском дизеля.

Оба насоса приводятся в действие от общего эксцентрика, установленного на переднем торце распредвала. Схема насоса показана на рисунке 24.

При набегании эксцентрика 18 (рис. 24,6) на ролик 16 толкателя поршень 5 перемещается вверх. Давление топлива в полости над поршнем возрастает, а в полости под ним уменьшается.

Вследствие этого впускной клапан 13 закрывается, а нагнетательный 7 открывается и топливо из верхней полости перетекает в нижнюю (внутреннее перекачивание порции топлива).

При отходе эксцентрика от ролика поршень под действием ранее сжатой пружины 9 (рис. 24, а) перемещается вниз, создавая разрежение в верхней полости и повышенное давление в нижней.

Тогда впускной клапан откроется, и топливо из магистрали низкого давления (топливный фильтр грубой очистки — топливопрокачивающий насос— трехходовой кран — топливный бак) заполнит полость над поршнем.

Нагнетательный клапан закроется, и топливо из-под поршня будет перекачиваться в магистраль фильтр тонкой очистки — ТНВД (такты впуска и нагнетания). При дальнейшем вращении эксцентрика процесс будет повторяться.



Дизель ЯМЗ-240 ПМ2 потребляет только часть топлива, подаваемого топливоподкачивающими насосами. Поэтому во время работы насосов в нагнетательных клапанах 7 создается давление подпора топлива (~0,2 МПа) независимо от частоты вращения вала с эксцентриком и расхода топлива.

При работе насоса с ручным приводом топливо всасывается в него при движении рукоятки с поршнем вверх и выталкивается — при их движении вниз.

Топливопрокачивающнй насос РНМ-1К низкого давления служит для заполнения топливом системы низкого давления при неработающем дизеле и повышения давления в ней при работе дизеля. Схема работы топливопрокачивающего насоса показана на рисунке 24.

При перемещении мембраны 9 по направлению к крышке 7 в полости II создается разрежение, под влиянием которого открывается клапан 10, и топливо засасывается из магистрали низкого давления (топливный бак — трехходовой кран) в полости I и II. При этом нагнетательный клапан 3 закрыт.

При обратном ходе мембраны нагнетательный клапан открывается, а впускной — закрывается, и топливо из полости II поступает в полость III и далее к топливоподкачивающим насосам и фильтру тонкой очистки.

Если давление в полости III повысилось на 0,06-0,08 МПа, то редукционный клапан 1 открывается, и часть топлива из полости III перетекает в полости IV и I.

Во время работы двигателя ЯМЗ-240ПМ2 под влиянием разрежения, создаваемого топливоподкачивающими насосами, открываются впускной и нагнетательный клапаны, и топливо из полости I поступает в полость III.

Топливный фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливоподкачивающие насосы.

Фильтр состоит из крышки 1 и двух корпусов 5 с фильтрующими элементами 6, соединенными параллельно и представляющими собой ворсистый хлопковый шнур, навитый на сетчатый каркас. Фильтрующие элементы плотно зажаты по торцам между крышкой и дном корпуса.

Под действием разрежения, создаваемого топливоподкачивающими насосами, топливо засасывается в канал I и поступает в полости III, образуемые корпусами фильтра и наружными поверхностями фильтрующих элементов.

Пройдя через ворсистый хлопковый шнур, очищенное от крупных механических частиц топливо поступает в канал II крышки и далее к топливоподкачивающим насосам.

В нижней части каждого корпуса выполнено отверстие для слива отстоя топлива при техническом обслуживании фильтра.



Топливный фильтр тонкой очистки предназначен для окончательной очистки топлива, нагнетаемого топливоподкачивающими насосами в ТНВД.

Основные части фильтра: крышка 10 (рис. 27), два корпуса с фильтрующими элементами 6, соединенными параллельно и представляющими собой фильтрующую массу, сформованную на перфорированном металлическом каркасе.

Элементы поджаты пружинами 3 к крышкам, их центральные каналы с торцов уплотнены резиновыми прокладками 5 и 11. Через жиклер 18, ввернутый в крышку, сливают часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления.

Топливо, нагнетаемое топливоподкачивающими насосами, поступает через штуцеры в крышке в полости III, образованные внутренними поверхностями корпусов 7 и наружными поверхностями фильтрующих элементов 6.

Очищенное фильтрующей массой топливо через центральные каналы, горизонтальный канал и штуцер в крышке подается к топливному насосу высокого давления. Тонкость очистки фильтра 0,002-0,003 мм.

Форсунка ЯМЗ-240 распыляет и распределяет топливо в камере сгорания дизеля. Основные части форсунки: корпус 19 (рис. 28), прецизионная пара корпус 22— игла 23 распылителя, штанга 4, пружина 16 с гайкой 15 и контргайкой 14.



Топливо подается к форсунке через штуцер 8 с сетчатым фильтром 7. Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится через отверстия в гайке 15 и 49 колпаке 11 по дренажной трубке 12.

Форсунку устанавливают в латунный стакан 1 головки цилиндров, уплотняют медной гофрированной шайбой 2 и крепят скобой, лапки которой опираются на буртик колпака 11.

Воздухоочиститель — сухой, двухступенчатый, комбинированный. Он состоит из корпуса, впускной трубы, первой (мультициклонной) и второй (четыре кассеты с картонными фильтрующими элементами) ступеней.

При работе двигателя воздух засасывается в нижнюю часть корпуса к инерционным аппаратам воздухоочистителя.

При этом воздушный поток закручивается, и частицы пыли под действием центробежных сил и сил инерции, вызванных изменением направления потока, отбрасываются к стенкам труб и ссыпаются в бункер.

Из направляющих труб воздух поступает во вторую ступень, где вторично. очищается и засасывается цилиндрами двигателя.

Выпускная труба состоит из эжектора (верхняя часть), искрогасителя (нижняя часть) и крышки. В сужение эжектора вварен патрубок, к которому присоединена труба отсоса пыли из воздухоочистителя.

Выпускная труба закреплена на верхнем листе капота облицовки с помощью стяжного устройства и хомута. На выпускной трубе размещен экран для уменьшения теплового воздействия на стекла кабины.

Вследствие разрежения в сужении эжектора отработавшие газы вместе с пылью из бункеров воздухоочистителя выбрасываются наружу, удерживая крышку в открытом положении.

___________________________________________________________________