________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
________________________________________________________________
Операции по регулировке дизельного двигателя ЯМЗ-236
Регулировка натяжения ремней дизеля ЯМЗ-236
Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей
Урал, Маз, трактора Т-150
осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит
нормальная работа этих агрегатов.
Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от
попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и
регулировать его.
Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50
часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая
вытяжка.
Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как
излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному
выходу их из строя.
Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса
ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.
Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину
длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или
10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой
ветви (рис. 16).
Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора
Т-150 проверять нажатием с усилием
40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом
ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.
Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать
их натяжение.
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2
регулировать натяжным устройством, для чего:
- ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного
приспособления;
- при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага
кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;
- не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага
кронштейна натяжного приспособления;
- проверить натяжение ремня.
Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236
Рис.15. Снятие регулировочных прокладок
Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте
прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины
шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15).
Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно,
в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после
подтяжки
каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.
При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между
ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня,
как указано
выше.
Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз,
трактора Т-150 регулировать
натяжным
устройством.
Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку
крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и
гайку болта-натяжителя – на два оборота.
Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После
регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом
120…150 Нм
(12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2
кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за
перемещения оси шкива.
Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236
Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236
Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением
генератора относительно оси его крепления.
Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора,
гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к
планке.
После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной
вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора
заменить
комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.
Подтяжка крепления головки блока цилиндров
дизелей ЯМЗ-236
Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров
ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при
необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см).
Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис.
18, в
порядке возрастания номеров.
Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236
После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236
отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить
крышки
головок цилиндров.
Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236
Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз,
трактора Т-150 предназначены для
обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении
деталей привода клапанов во время работы двигателя.
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов
устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.
При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала
отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов
0,20…0,35 мм
из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей
распределительного механизма, что является допустимым.
При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема
клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка
цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей
газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей
газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз,
трактора Т-150 не обеспечивается плотное
прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в
цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические
показатели двигателя.
Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может
привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры
регулировать на
холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его
остановки.
При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла
клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:
- на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных
клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;
- на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных
клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к
вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.
Последовательность регулировки:
- Выключить подачу топлива.
- Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
- Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который
должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).
- Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со
стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или
сзади ломиком за
маховик через люк в нижней части картера маховика, используя
отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной
клапан первого
цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).
- Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на
1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует
такту
сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.
Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236
- Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у
впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при
необходимости,
отрегулировать.
Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236
- Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта,
вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить
зазор 0,25…0,30
мм.
- Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину
зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм
должен
входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.
Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей
Урал, Маз, трактора Т-150
остальных
цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до
полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и
дополнительно еще
на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.
Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в
соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.
После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать
его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае
наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и
регулировку зазоров повторить.
Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние
прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8