________________________________________________________________

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

___________________________________________________________________________

Шатунно-поршневая группа двигателя Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB

Шатун дизельного двигателя Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB

В двигателях Камминз ISBe, ISLe, ISB, QSB используются шатуны различных типов в зависимости от того, на каком заводе и в какое время двигатель был изготовлен. Не все шатуны взаимозаменяемы. Не на всех шатунах нанесен его номер по каталогу.

Может потребоваться определить физические характеристики шатуна для его сравнения с другими шатунами.



Рис.1 - Шатун

1. Противовес на крышке шатуна, 2. Выступ с короткой стороны шатуна, 3. Ровная кромка с короткой стороны шатуна, 4. Двутавровая конструкция, 5. Масляные канавки и толщина втулки шатуна

Замена шатунов двигателей Cummins 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7

Слейте охлаждающую жидкость. Снимите головку блока цилиндров.

Слейте масло из системы смазки. Удалите поддон картера и прокладку.

Снимите маслозаборную трубку. Демонтируйте пластину усиления блока цилиндров.

Снимите форсунки охлаждения поршней трубчатого типа (при наличии) во избежание их повреждения при снятии шатунов.

Снимите поршни с шатунами в сборе с двигателя Cummins 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340, QSB 5,9. Извлеките шатуны из поршней.

Используйте растворитель для очистки шатунов.

Крышка всегда должна быть закреплена на шатуне болтами, затянутыми от руки, во избежание повреждения поверхности контакта крышки и шатуна, кроме случаев очистки этой контактной поверхности.

Просушите контактную поверхность сжатым воздухом. Замените шатун в сборе с крышкой при наличии следов истирания на любой из деталей.

Проверьте крышки шатуна, постели подшипника шатуна и болты на отсутствие забоин, трещин, заусенцев, царапин или потертостей.

Поверхность контакта шатуна и крышки не подвергается механической обработке. Эта поверхность не должна считаться поврежденной, кроме случаев наличия на ней глубоких забоин или трещин по всей поверхности. Проверьте состояние поверхности контакта шатуна и крышки.

Проверьте отверстие под поршневой палец дизельного двигателя Камминз 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe 400, ISB 6.7 e4 300 на отсутствие повреждений.

В отверстии под поршневой палец в шатуне нет канала подачи масла, который должен быть совмещен с отверстием во втулке, которое является технологическим.

Измерьте внутренний диаметр втулки поршневого пальца в шатуне. Если втулка повреждена или не соответствует нормам, замените ее.

Диаметр втулки поршневого пальца в шатуне - 40.019/40.042. Используйте приспособление для снятия и установки втулки.

Смажьте чистым моторным маслом 15W-40 болты шатуна. Установите на шатун крышку и болты с шайбами. Затяните болты. Момент затяжки: 100 Нм.

Измерьте внутренний диаметр в направлении, перпендикулярном линии разъема.

Номер на шатуне Камминс 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7 должен совпадать с номером на крышке шатуна.

Шатуны и крышки изготавливаются в собранном виде, заменять детали по отдельности нельзя. Это может привести к повреждению двигателя.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне со снятым подшипником - 72.99/73.01 мм.

Если размеры отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне не соответствуют норме, обязательно замените шатун.

Повторите описанную выше проверку после установки подшипника в шатун.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником (стандарт) - 69.05/69.10 мм.

Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала дизеля Cummins 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340, QSB 5,9 в шатуне с установленным подшипником (ремонтный размер), мм :

- 0,25 мм - 68.80/68.85
- 0,50 мм - 68.55/68.60
- 0,75 мм - 68.30/68.35
- 1,00 мм - 68.05/68.10

Измерьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала. Стандартный диаметр шатунной шейки коленчатого вала - 68.962/69.013 мм.

Если шатунные шейки коленчатого вала не соответствуют норме, обязательно выполните шлифовку коленчатого вала.

Диаметр шатунной шейки коленчатого вала (ремонтный размер), мм:

0,25 мм - 68.712/68.763
0,50 мм - 68.462/68.513
0,75 мм - 68.212/68.263
1,00 мм - 67.962/68.013

Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коленчатый вал Cummins 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe 400, ISB 6.7 e4 300 в шатуне (с установленным подшипником) и диаметром шатунной шейки коленчатого вала.

Зазор в шатунном подшипнике, мм - 0.04/0.12. Зазор в подшипнике можно также определить с помощью специального щупа при сборке двигателя.

Если зазор не соответствует норме, замените подшипник или попробуйте установить другой комплект подшипников.

Установите поршни на шатуны. Установите поршни с шатунами в сборе.

Смонтируйте форсунки охлаждения поршней трубчатого типа (при наличии).

Установите пластину усиления блока цилиндров дизеля Камминз 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7. Вставьте трубку забора масла.

Установите поддон картера и прокладку. Наденьте головку блока цилиндров. Залейте масло в поддон картера.

Залейте жидкость в систему охлаждения. Подключите аккумуляторные батареи.

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.

Поршень двигателя Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB

Операции по снятию и установке поршней дизельного двигателя Камминс 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340, QSB 5,9

Промойте поршни в концентрированном растворе стирального порошка в горячей воде. Просушите поршень сжатым воздухом.

В некоторых поршнях есть масляный канал внутри головки поршня, предназначенный для ее охлаждения. Он должен быть чистым и не содержать инородных частиц.

Проверьте отсутствие износа или повреждений юбки, отверстия под палец, головки и канавок для поршневых колец.

Проверьте поршневой палец на отсутствие повреждений и износа.

На двигателях Cummins объемом 5,9 л - Измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 12 мм от его нижней кромки.

Диаметр юбки стандартного поршня для двигателей QSB 5,9 - 101.864/101.887 мм.

Диаметр юбки ремонтного поршня для двигателей QSB 5,9 л, мм:

- 0,5 мм - 102.364/102.387
- 1,0 мм - 102.864/102.887

На двигателях объемом Камминс 4,5 и 6,7 л - Измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 21,3 мм от его нижней кромки.

Диаметр юбки стандартного поршня для двигателей QSB 4,5 и 6,7 л - 106.878/106.892 мм.

Диаметр юбки ремонтного поршня для двигателей QSB 6,7 и 4,5 л - 0,5 мм - 107.378/107.392.

Измерьте зазор между канавкой и поршневым кольцом. Используйте новое поршневое кольцо для измерения зазора в канавке.

Зазор между канавкой и поршневым кольцом, мм:

- Второе компрессионное кольцо - 0.040/0.110
- Маслосъемное кольцо - 0.040/0.085

Измерьте отверстие под поршневой палец. Диаметр отверстия под поршневой палец - 40.006/40.012 мм.

Измерьте диаметр поршневого пальца. Диаметр поршневого пальца - 39.997/40.003 мм.

Поршневые кольца двигателя Камминз 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340

Признаком абразивного износа второго компрессионного кольца является быстрое уменьшение поверхности покрытия черного цвета на лицевой стороне кольца. В некоторых случаях оно даже пропадает совсем. Обычно это называют полным износом лицевой поверхности кольца.

В результате быстрого уменьшения площади покрытия в нижней части второго компрессионного кольца образуется острая кромка. Признаком абразивного износа также является образование вертикальных царапин на верхнем компрессионном кольце.

Признаками задиров и потертостей являются глубокие царапины, изменение цвета металла и неровности.

Появление задиров и потертостей на поршневых кольцах говорит о разрыве масляной пленки на стенке цилиндра, в результате чего материал поршневого кольца начинает проникать в стенки цилиндра двигателя Cummins 4ISBe 185, 6ISBe 300.

Признаком засорения маслосъемного кольца является появление отложений в его канавках.

Засорение маслосъемного кольца ограничивает отвод масла, что увеличивает толщину его слоя на поверхности цилиндра и ухудшает условия контроля за работой системы смазки.

Измерьте зазор в замке поршневых колец, установив их в тот цилиндр, в котором они будут работать.

Установите кольца на расстоянии 89 мм от верхней поверхности блока цилиндров так, чтобы плоскость колец была перпендикулярна поверхности цилиндра, используя для этого поршень.

Тип и место установки кольца могут определяться по его профилю: Верхнее компрессионное поршневое кольцо, Промежуточное поршневое кольцо, Маслосъемное кольцо.

Двигатели Cummins QSB объёмом 5,9 л

- Зазор в замке поршневых колец - 0.29/0.58 мм.
- Второе компрессионное кольцо - 0.88/1.37 мм.
- Масло - 0.28/0.77 мм.

На двигателях QSB объемом 4,5 л и 6,7 л используются две разновидности вторых компрессионных поршневых колец.

Тип поршневого кольца определяется по типу нанесенного на него покрытия:

- Хромированное второе компрессионное поршневое кольцо имеет блестящую металлическую поверхность.
- Фосфатированное второе компрессионное поршневое кольцо имеет темную поверхность.

Двигатели Cummins QSB 4,5 и 6,7 л

Зазор в замке поршневых колец - 0.30/0.46 мм

Фосфатированное второе компрессионное кольцо - 0.82/1.18 мм

Хромированное второе компрессионное кольцо - 0.52/0.88 мм

Масло - 0.22/0.58 мм

Поршевая группа двигателя Камминс 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe 400, ISB 6.7 e4 300

В двигателях Cummins 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340 используются шатуны различных типов в зависимости от того, на каком заводе и в какое время двигатель был изготовлен. Не все шатуны взаимозаменяемы. При замене шатуна проверьте, соответствует ли он другим шатунам.

Все шатуны в двигателе должны быть одинаковыми. Не на всех шатунах нанесен номер детали по каталогу. Может потребоваться определить физические характеристики шатуна для его сравнения с другими шатунами.



Рис.2. Вид поршня

1. Противовес на крышке шатуна, 2. Выступ с короткой стороны шатуна, 3. Ровная кромка с короткой стороны шатуна, 4. Двутавровая конструкция

Отсоедините кабели аккумуляторной батареи. Слейте масло из системы смазки.

Снимите поддон картера двигателя Камминс 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7 и прокладку. Снимите трубку забора масла. Снимите пластину усиления блока цилиндров.

Если на двигателе установлены форсунки охлаждения поршней трубчатого типа, обязательно снимите их во избежание их повреждения.

Слейте охлаждающую жидкость. Снимите головку цилиндров.

Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень оказался ниже зоны отложения нагара, по которой не проходят поршневые кольца.

Используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой.

Нанесите на каждый поршень номер соответствующего цилиндра.

Если на поршне Камминз 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe 400, ISB 6.7 e4 300 есть зона с гальваническим покрытием, не наносите штампом метки на нее или на внешнюю кромку. Не наносите штампом метки на головку алюминиевого поршня над осью пальца.

Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в нижней мертвой точке для снятия крышки шатуна.

Нанесите на каждый шатун и его крышку номер соответствующего цилиндра.

На некоторых двигателях применяются болты с внешней поверхностью головки под ключ Torx.

Отверните болты шатуна. На данном этапе не снимайте болты с шатунов. Молотком с резиновой головкой постучите по болтам шатуна для страгивания крышек.

Если на двигателе Камминс 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340, QSB 5,9 установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, проявляйте осторожность при снятии крышки во избежание повреждения контактных поверхностей шатуна или крышки.

При повреждении контактных поверхностей в зоне разрыва обязательно замените шатун и его крышку для снижения вероятности повреждения двигателя.

При осаживании крышки шатуна не допускайте ее контакта с поверхностью в зоне разрыва. Это может привести к повреждению этой поверхности.

Снимите болты шатуна. Снимите крышку шатуна. Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.

Поставьте номер цилиндра и букву ”Н” (низ) на плоскую поверхность выступа вкладыша.

Вытолкните поршень дизеля Cummins 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7 в сборе с шатуном из цилиндра. Обязательно проявляйте осторожность, чтобы не повредить шатун или вкладыш.

Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника. Поставьте номер цилиндра и букву ”В” (верх) на плоскую поверхность выступа вкладыша.

Поршень и шатун в сборе обязательно установите в тот цилиндр, с которого они были сняты, чтобы обеспечить точное прилегание приработавшихся поверхностей, если детали используются повторно.

Прикрепите бирку с номером соответствующего цилиндра на каждый поршень в сборе с шатуном.

Поместите поршни в сборе с шатунами в контейнер для защиты их от повреждений.

С помощью расширителя поршневых колец снимите поршневые кольца Камминс ISBe, ISLe, ISB, QSB.

Клещами для внутренних пружинных колец снимите пружинные кольца с обеих сторон поршня.

Снимите поршневой палец. Уберите поршень с шатуна.

Очистите поршни и поршневые пальцы и проверьте их состояние.

Проверьте состояние поршневых колец. Проверьте состояние шатунов.

Установите пружинное кольцо с одной стороны поршня. Смажьте палец и отверстие под него моторным маслом.

Двигатели Камминс QSB объемом 5,9 л

Обязательно соблюдайте ориентацию поршня при сборке его с шатуном.

Взаимное положение поршней и шатунов отличается для двигателей QSB объемом 4,5 и 6,7 л и для двигателей QSB объемом 5,9 л.

Держите шатун углом разъема шатуна и крышки от себя.

Установите поршень на шатун так, чтобы метка 'Front' и/или стрелка оказались слева от шатуна.

Направьте паз в нижней части юбки поршня от себя.

Установите поршень на шатун. Вставьте палец в поршень и шатун.

Двигатели Камминс QSB объемом 4,5 и 6,7 л

Держите шатун углом разъема шатуна и крышки от себя. Установите поршень на шатун так, чтобы метка 'Front' и/или стрелка оказались справа от шатуна.

Направьте паз в нижней части юбки поршня к себе. Установите поршень на шатун. Вставьте палец в поршень и шатун.

Установите пружинный расширитель маслосъемного кольца в нижнюю канавку, затем установите это кольцо, после чего поставьте второе компрессионное кольцо и верхнее кольцо. Установите второе пружинное кольцо.

На верхней поверхности компрессионных колец находится либо метка ”TOP”, либо метка их производителя, например, нанесенная штампом точка. При сборке метка ”TOP” или метка производителя должны быть обращены вверх.

Маслосъемное (нижнее) кольцо устанавливается любой стороной вверх.

Как правило, поршневые кольца похожи друг на друга, но они существенно отличаются по своим характеристикам.

Обеспечьте правильный подбор деталей для двигателя Камминс 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe 400, ISB 6.7 e4 300.

Состоящее из двух деталей маслосъемное кольцо обязательно установите так, чтобы разрыв его пружинного расширителя оказался с другой стороны от замка кольца (на 180 градусов).

С помощью расширителя поршневых колец установите поршневые кольца на поршень. Необходимо очистить блок цилиндров и все детали перед сборкой.

Если новые вкладыши не используются, обязательно установите на шатуны те же самые вкладыши, которые были с них сняты.

Установите верхний вкладыш подшипника в шатун.

Выступ вкладыша подшипника должен попасть в паз шатуна. Край вкладыша должен быть заподлицо с поверхностью под крышку.

Если на двигателе Камминз 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7 установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, нижние и верхние вкладыши подшипника не взаимозаменяемы.

При снятии по любой причине шатунного подшипника, обязательно устанавливайте новый подшипник.

Смажьте чистым маслом 15W-40 стенку цилиндра. Смажьте кольца и юбки поршней чистым моторным маслом.

Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого пальца или замков других колец.

Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.

Поверните коленчатый вал дизеля Cummins 6 ISBe 300, 6ISBe 210, 4 ISBe 185, ISLe 340 так, чтобы соответствующая шатунная шейка оказалась в нижней мертвой точке.

Обязательно соблюдайте ориентацию поршня в сборе с шатуном при его установке.

Повернув метку ”Front” (вперед) и/или стрелку на верхней поверхности поршня в направлении передней части двигателя, вставьте шатун в цилиндр до контакта приспособления для сжатия поршневых колец с верхней поверхностью блока цилиндров.

Длинная сторона шатуна должна находиться со стороны впускного коллектора. Если это не так, проверьте правильность сборки поршня с шатуном.

Длинная сторона шатуна и паз в юбке должны находиться со стороны выпускного коллектора. Если это не так, проверьте правильность сборки поршня с шатуном.

Прижмите приспособление для сжатия поршневых колец к блоку цилиндров двигателя Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB.

Протолкните поршень через приспособление в цилиндр. Перемещайте поршень до тех пор, пока верхнее кольцо полностью не войдет в цилиндр.

Если поршень не перемещается свободно, снимите его и проверьте наличие разрушенных или поврежденных колец.

Осторожно протолкните поршень в цилиндр, направляя шатун к шатунной шейке. Установите вкладыш в крышку шатуна.

Выступ вкладыша должен попасть в паз крышки. Чистым маслом 15W-40 смажьте резьбу и нижнюю поверхность головок болтов шатуна.

Номера на шатуне и крышке должны быть одинаковые, поршень должен быть установлен в соответствующий цилиндр.

Номера на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны шатуна для уменьшения вероятности повреждения двигателя Cummins 6 ISBe 210, 6ISBe 285,QSB 4,5, ISLe 375, ISLe
400, ISB 6.7 e4 300 во время его работы.

Установите крышку и болты шатуна. С помощью маркированной головки и динамометрического ключа, используя метод поворота болта на определенный угол в конце затяжки, попеременно затяните болты шатуна.

Измерьте боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала. Боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала - 0.10/0.33 мм.

Измерьте выступание поршня над верхней поверхностью блока цилиндров.

Эта операция необходима только после ремонта или замены поршня, коленчатого вала, шатуна или блока цилиндров.

Выступание поршня - 0.151/0.485 мм. Проверьте свободное вращение коленчатого вала после установки крышек шатунов.

Если коленвал двигателя Cummins 4ISBe 185, 6ISBe 300, QSB 6,7 не вращается свободно, проверьте, как установлены шатунные подшипники, и их размер.

Смонтируйте форсунки охлаждения поршней трубчатого типа (если они снимались).

Установите трубку забора масла. Установите пластину усиления блока цилиндров.

Прикрепите поддон картера. Установите головку цилиндров. Залейте в двигатель масло.

Залейте охлаждающую жидкость в двигатель. Подсоедините кабели аккумуляторной батареи.

 

___________________________________________________________________