________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
_______________________________________________________________
ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238
Топливный насос ТНВД дизельного двигателя
ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 в сборе показан на рис. 14.
Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238
1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 –
демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты
вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления
регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 –
скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт
регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по
наддуву.
А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого
хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения
холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы
при выключенной подаче
С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты
вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3.
Устройство топливного насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238
Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз,
Краз, Урал, трактора К-700 состоит из секций,
отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе.
Число секций равно числу цилиндров двигателя.
Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15.
Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238
1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина
толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 –
плунжер; 7 – втулка
плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный
клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14
– прокладки; 15
– корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя;
19 – вал кулачковый
В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными
парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым
присоединяются
топливопроводы высокого давления.
Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с
втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться
только
комплектно.
Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом,
запрессованным в корпус секции.
Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через
роликовый толкатель 17.
Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя
к кулачку
От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях,
удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД
ЯМЗ-238.
Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением
момента начала и конца подачи.
Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во
втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в
зацепление
с рейкой 16.
Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме
каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз,
Урал, трактора К-700 производится разворотом
корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций.
Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от
величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими
кромками,
выполненными на торце плунжера.
Принцип работы секции ТНВД дизеля ЯМЗ-238
При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под
небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом,
поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное
пространство.
При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан
поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя
ЯМЗ-238 и
перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая
кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки.
При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном
пространстве резко возрастает.
Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие,
создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется
процесс
впрыскивания топлива в цилиндр двигателя.
При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки
плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое
падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки
на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в
камеру
сгорания.
На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая
канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося
через зазор в
плунжерной паре.
Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции
и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами.
Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по
пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и
далее
через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак.
В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей
Маз, Краз, Урал, трактора К-700 расположен
кулачковый вал.
Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и
промежуточной опоре.
Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который
обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между
крышкой
подшипника и корпусом насоса.
Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238
осуществляется через рейку.
Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках,
запрессованных в корпусе насоса.
На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1),
которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед
пуском
двигателя.
При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается.
Смазка ТНВД ЯМЗ-238 - централизованная, от масляной системы
двигателя.
Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость
регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса.
Регулятор частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238
Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал,
трактора К-700 (рис. 16) механический
всережимный
прямого действия с повышающей передачей на привод грузов,
предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима
работы
двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого
топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.
Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238
1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага;
3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий
рычаг; 6 –
пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная
пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 –
вал рычага
пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины
корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба
кулисы; 16 – втулка
отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг
отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 –
рычаг рейки; 21 –
кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 –
державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 –
сухари; 29 – валик
державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33
– рейка; 34 – упор
Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту
вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме
холостого
хода.
Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи
топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя.
Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся
нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя.
Рабочие настройки и регулировки ТНВД ЯМЗ-238
Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7
(рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16);
Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки)
регулируется болтом 4 (рис. 14).
Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10,
подрегулируется винтом 19 (рис. 16).
Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала
выброса рейки) регулируется винтом 7.
Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного
корректора 12.
Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты
начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13
(рис. 16).
К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал,
трактора К-700 следует отнести то, что
для
обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины
при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен
быть
максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему
его поворот.
Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом
двуплечего рычага.
Демпферная муфта насоса ТНВД
двигателя ЯМЗ-238
Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется
демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности
переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой
гайкой и фиксируется от проворота шпонкой.
Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от
разрушения.
Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную
конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной
высоковязкой
жидкости.
Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8