________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
________________________________________________________________
Топливная система двигателя ЯМЗ-240
Топливная система дизеля ЯМЗ-240 предназначена для фильтрации, распределения и подачи в цилиндры дизеля топлива и воздуха, а также удаления отработавших газов.
Устройство
топливной системы двс ЯМЗ-240НМ2 показано на рисунке 19.
Основные части топливоподающей аппаратуры раздельно-агрегатного
типа: топливный насос 11 высокого давления с всережимным регулятором
частоты вращения; автоматическая муфта опережения впрыскивания; два
топливоподкачивающих насоса 9; топливопрокачивающий насос 21;
топливные фильтры грубой 6 и тонкой 10 очистки; форсунки 15;
трехходовой кран 23; кран системы предпускового обогрева; топливный
бачок 3; два топливных бака 19 и привод подачи топлива.
Основные части воздухоподающей аппаратуры: воздухоочистители первой
6 (рис. 20) и второй 7 ступеней; впускная труба 8 впускные
коллекторы (трубопроводы) 2 и 15; ресивер 11 и рукав 9.
Выпускная аппаратура состоит из выпускных коллекторов 3 и 14,
сильфонов 4 и 13, тройника 12, соединительных труб, выпускной трубы
10 и трубы 5 отсоса пыли.
При работе дизеля ЯМЗ-240 НМ2 в системе питания происходят следующие
процессы.
Вследствие разрежения, создаваемого в цилиндрах, наружный воздух
засасывается через впускную трубу, циклонные аппараты первой и
кассеты второй ступеней воздухоочистителя и далее через впускные
коллекторы в цилиндры дизеля.
Топливоподкачивающие насосы, приводимые в действие от эксцентрика
распределительного вала газораспределительного механизма, засасывают
топливо из бака через фильтр грубой очистки и нагнетают его через
фильтр тонкой очистки в подводящий канал топливного насоса высокого
давления.
Кулачковый вал ТНВД, приводимый во вращение от шестерни
распределительного вала, воздействует через толкатели на плунжеры.
При движении плунжеров вверх давление в надплунжерном пространстве
возрастает. нагнетательные клапаны открываются, и топливо поступает
по топливопроводам высокого давления к форсункам. Движущиеся
плунжеры продолжают сжимать топливо.
Когда давление топлива превысит усилия, создаваемые пружинами
форсунок, иглы форсунок поднимутся, и топливо впрыснется в
распыленном виде в цилиндры дизеля.
Топливо впрыскивается в цилиндры, заполненные сжатым воздухом,
температура которого превышает температуру самовоспламенения
топлива.
Топливовоздушная смесь самовоспламеняется и сгорает, приводя в
движение кривошипно-шатунный механизм.
Избыточное (отсечное) топливо, нагнетаемое в топливный насос
высокого давления, отводится по трубкам непосредственно в правый
топливный бак или через дополнительный топливный бачок в левый
топливный бак.
Отработавшие газы через выпускной коллектор, сильфоны, тройник и
выпускную трубу выбрасываются наружу. Вследствие разрежения в
выпускную трубу засасываются частицы пыли из бункеров
воздухоочистителя и выбрасываются наружу вместе с отработавшими
газами.
Ремонт топливной системы ЯМЗ-240
Топливопрокачивающий насос РНМ-1К заменяют и ремонтируют следующим
образом. Извлекают шплинтовочную проволоку, выворачивают зажимные и
установочные болты и снимают насос.
При разрыве мембраны отсоединяют двуплечий рычаг от центрального
болта мембраны, отворачивают гайку и снимают тарелки, прокладки,
мембрану.
Новую мембрану устанавливают в обратном порядке.
При негерметичности клапанов насоса тщательно очищают рабочие
поверхности пар клапана—седла и при необходимости заменяют пружины.
Топливоподкачивающий насос заменяют при подтекании топлива через
шток ручной подкачки, трещинах или сколах корпуса, а также при
снижении давления
и подачи. Для снятия насоса достаточно вывернуть три болта из
опорного фланца.
Подача насоса в значительной степени определяется состоянием пары
шток — втулка, так как от износа этого соединения зависит количество
протекающего в полость кулачкового вала топлива.
Подачу насоса проверяют на стенде КИ-22201 или КИ-921М. При частоте
вращения 1050 мин-1 кулачкового вала стенда, разрежении у входного
штуцера
0,05 МПа и противодавлении 0,13-0,15 МПа подача должна быть не менее
2 л/мин.
При полностью перекрытом выходном кране стенда и той же частоте
вращения его кулачкового вала насос должен создавать давление не
менее 0,35 МПа.
Новый насос промывают в ванне с дизельным топливом, обдувают сжатым
воздухом, протирают хлопчатобумажной тканью и закрепляют болтами на
передней крышке блок-картера дизеля.
Форсунки ЯМЗ-240 НМ2 заменяют при износе распылителей, наличии
трещин, сколов, повреждении резьбовых соединений, а также при
заедании или
зависании иглы в корпусе распылителя.
Операции выполняют в такой последовательности:
- Отворачивают гайки и снимают крышки головок цилиндров.
- Вывертывают болты крепления и снимают скобы топливных трубок.
- Отворачивают накидные гайки и снимают топливные трубки высокого
давления.
- Отсоединяют трубопроводы слива топлива (отсечного) от форсунок и
головки цилиндров и снимают их.
- Отворачивают гайки, снимают шайбы и скобы крепления форсунок.
- Извлекают из стаканов форсунки и уплотнительные шайбы.
- Форсунки устанавливают в последовательности, обратной их снятию.
Перед установкой форсунки торец гайки распылителя смазывают тонким
слоем смазки ЦИАТИМ-201, после чего устанавливают и плотно прижимают
к
торцу гайки распылителя уплотнительную шайбу.
ТНВД заменяют в такой
последовательности:
- Отсоединяют продольную тягу привода от рычага управления
регулятором частоты вращения.
- Вывертывают болт из бонки на скобе регулятора частоты вращения и
отсоединяют тросовый привод остановки дизеля от скобы.
- Отворачивают гайки, извлекают болты и снимают скобы крепления
топливопроводов.
- Снимают топливопроводы высокого давления и дренажные низкого
давления.
- На насосе с пневматическим приводом аварийной остановки дизеля
выворачивают зажимной болт и отсоединяют трубку подвода воздуха.
- На насосе с централизованным смазыванием (с автоматическим
поддержанием уровня масла) отсоединяют напорный и сливной
маслопроводы.
При текущем ремонте топливного насоса высокого давления
ТНВД ЯМЗ-240НМ2
восстанавливают осевой свободный ход кулачкового вала, проверяют
зазор в
зацеплении рейка — зубчатый венец, заменяют нагнетательные клапаны и
плунжерные пары.
Для регулирования осевого свободного перемещения кулачкового вала
отворачивают гайку крепления автоматической муфты опережения
впрыскивания
топлива, снимают муфту с помощью приспособления ПИМ-1878-07,
отворачивают винты крепления и снимают крышку подшипника с помощью
приспособления ПИМ-1878-26, после чего изменяют число прокладок.
Осевое свободное перемещение устанавливают в пределах 0,01-0,07 мм.
Его значение возрастает с увеличением числа прокладок и снижается с
их
уменьшением.
Для проверки зазора в зацеплении рейка — зубчатый венец в каждой
секции выворачивают втулку с ограничительным винтом рейки,
устанавливают в торец
рейки закрепленный на стойке индикатор с измерительным наконечником
(с натягом 0,5-0,75 мм) и замеряют зазор при неподвижном зубчатом
венце.
Если зазор в указанном зацеплении более 0,25 мм, то насос подлежит
капитальному ремонту.
Нагнетательный клапан заменяют в такой последовательности:
- Отворачивают гайку стяжного болта и снимают стопорные сухари.
- Отворачивают концевую гайку и снимают ниппель 8 (см. рис. 21) с
прокладками.
- Вывертывают штуцер 10, снимают упор 7 клапана и пружину 9.
- Снимают с помощью приспособления ПИМ-640-230 нагнетательный клапан
11 в сборе с седлом 12. Раскомплектовка прецизионной пары клапан —
седло
не допускается.
- Снятый клапан притирают при частоте вращения шпинделя станка
150-200 мин-1 по посадочному конусу пастой ГОИ-3 мкм до получения
матового пояска
шириной не более 0,7 мм.
Притертый нагнетательный клапан устанавливают в последовательности,
обратной снятию. Штуцер и гайку затягивают моментом 100-150 Нм.
Проверяют герметичность замененных нагнетательных клапанов методом
опрессовки их профильтрованным дизельным топливом летнего сорта под
давлением 0,17-0,2 МПа в течение 2 мин при положении рейки,
соответствующем выключенной подаче.
Плунжерные пары ЯМЗ-240 заменяют таким образом:
- Выполняют операции 1-4 при замене нагнетательного клапана.
- Вывинчивают винты и снимают крышку насоса.
- Снимают с помощью приспособления пружину 17 толкателя и пинцетом
извлекают нижнюю тарелку 18 пружины толкателя.
- Вывинчивают стопорный винт 5 втулки 13 плунжера.
- Ослабляют стяжной винт 4 зубчатого венца и снимают плунжерную
пару. Раскомплектовка прецизионной пары плунжер — втулка не
допускается.
- Устанавливают новую плунжерную пару в последовательности, обратной
снятию. При этом выступ плунжера с риской должен быть обращен в
сторону
паза втулки плунжера под стопорный винт. Запас хода плунжера (при
крайнем верхнем положении толкателя) должен быть не менее 0,6 мм.
После замены нагнетательных клапанов и (или) плунжерных пар
топливный насос высокого давления обкатывают на стенде КИ-22201 в
течение 1 ч при
частоте вращения кулачкового вала 880-920 мин-1.
Подтекания топлива и масла через уплотнения регулятора частоты
вращения, подкачивающего насоса и муфты опережения впрыскивания
топлива не
допускается. В местах уплотнений возможно потение и образование
масляных пленок (без капель).
По окончании обкатки проверяют плавность перемещения рейки при
одновременном поворачивании кулачкового вала, легкость перемещения
рычага
управления регулятором и скобы кулисы. Заедание рейки, рычага и
скобы не допускается.
Снимают крышки насоса и регулятора и в процессе внешнего осмотра
выявляют детали с трещинами, сколами или выкрашиванием и заменяют
их. При
необходимости назначают повторную обкатку.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8