________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
______________________________________________________________
Шатунно-поршневая группа ЯМЗ-240
Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЯМЗ-240 преобразует
возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение
коленчатого вала.
Основные детали кривошипно-шатунного механизма дизеля ЯМЗ-240НМ2:
гильзы цилиндров, поршни с поршневыми пальцами и кольцами, шатуны и
коленвал с подшипниками, маховик.
Гильза цилиндра изготовлена из легированного чугуна. Внутренняя ее
поверхность (зеркало) упрочнена закалкой. Гильза имеет опорный
фланец и два
направляющих пояса. В канавках нижнего пояса установлены два
уплотнительных и одно антикавитационное кольца.
Гильза запрессована в блок-картер до упора верхним фланцем в
кольцевую выточку блока. Гильзы цилиндров называют мокрыми
вследствие наличия
между гильзами и блоком полости для доступа охлаждающей жидкости.
Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава. В его
головке выполнена выемка, которая служит камерой сгорания.
В поршне предусмотрены две внутренние бобышки с отверстиями для
поршневого пальца и пять кольцевых канавок для размещения трех
компрессионных
и двух маслосъемных колец.
Чтобы поршень при нагреве не заклинивало в цилиндре, дизель собирают
так, чтобы между поршнем и цилиндром оставался зазор 0,19-0,21 мм.
Точность посадки обеспечивается подбором совместно работающих
поршней и гильз одной из шести размерных групп. Маркировку размерных
групп
наносят на днище поршня и на верхний торец гильзы.
Поршневой палец соединяет поршень с шатуном. Он может перемещаться
вдоль оси бобышек и поэтому отнесен к типу плавающего. Перемещение
поршня
ограничено стопорными шайбами, установленными в выточках бобышек.
Компрессионные кольца имеют трапецеидальное сечение. Наружная
поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома.
Маслосъемные кольца
— коробчатого сечения с расширителями.
Шатун изготовляют из стали двутаврового сечения. Он имеет две
головки. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, к которой
подается масло из
нижней головки по осевому сверлению в стержне шатуна.
Нижняя головка имеет разъем под углом 55 к оси стержня, что
позволяет устанавливать и снимать шатунно-поршневой комплект через
цилиндр. Крышки
нижних головок обрабатывают в сборе с шатунами, поэтому они не
взаимозаменяемы.
Метки на парных деталях в виде одинаковых условных чисел и риски
наносят на обе части шатуна около одного из стыков. На стыке шатуна
с крышкой
выполнены треугольные зубья, препятствующие радиальному сдвигу
крышки относительно шатуна.
В осевом направлении крышка зафиксирована штифтом, который
запрессован в шатун и входит в паз крышки.
В нижнюю головку шатуна
устанавливают
сменные тонкостенные вкладыши, основание которых из стали, а рабочий
слой — из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемы.
При работе дизеля ЯМЗ-240 не требуется периодическое техническое
обслуживание кривошипно-шатунного механизма.
В процессе эксплуатации возможно возникновение следующих
неисправностей шатунного-поршевой группы, для устранения которых
необходима его
разборка кривошипно-шатунного механизма.
Поршневые кольца двс ЯМЗ-240НМ2 заменяют при снятых головке
цилиндров и поддоне в такой последовательности:
- Очищают верхний пояс гильзы от нагара, чтобы легче было извлекать
поршень.
- Отсоединяют и снимают крышку нижнем головки шатуна и извлекают
поршень в сборе с шатуном из цилиндра (вверх). Если поршень
необходимо
отсоединить от шатуна, то извлекают стопорные кольца из бобышек
поршня, нагревают поршень в масляной ванне до 353К (80С) и вынимают
поршневой
палец.
- Специальными щипцами, ограничивающими расширение кольца обоймой
внутренним диаметром 142,5 мм, снимают старые поршневые кольца.
- Очищают поршень от нагара так, чтобы не повредить торцовые
поверхности канавок.
- Перед сборкой тщательно промывают и смазывают детали моторным
маслом. Масляные каналы продувают сжатым воздухом.
- Соединяют поршень с шатуном. Поршневой палец при этом должен
свободно входить в нагретый поршень. Поршень устанавливают так,
чтобы камера
сгорания в поршне была смещена в сторону топливного насоса высокого
давления.
- Метки на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми, а риски
совпадать.
- Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов
смазывают моторным маслом и затягивают в два приема начиная с
длинного болта
(сначала моментом 100 Нм, а затем 200-220 Нм).
- Надевают кольца на поршень в последовательности, обратной снятию.
Компрессионные кольца ставят скошенной стороной и клеймом верх к
головке
поршня. Замки соседних поршневых колец разворачивают в
противоположные стороны в плоскости поршневого пальца.
- Устанавливают в гильзу цилиндра специальную оправку с конической
внутренней поверхностью и центрирующим буртиком.
Помещают в цилиндр шатунно-поршневой комплект, последовательно
утапливая кольца в поршневые канавки и осаживая его вначале внутрь
оправки, а
затем внутрь гильзы цилиндра.
Резиновые кольца на гильзах цилиндров двс ЯМЗ-240НМ2 заменяют, сняв
головки цилиндров, шатунно-поршневые комплекты и поддон.
Операции выполняют в такой последовательности:
- Вводят приспособление во внутреннюю полость гильзы и зацепляют
планкой 1 за нижний торец гильзы.
- Надевают приспособление направляющими втулками 4 на шпильки
блок-картера.
- Выпрессовывают гильзу из блока, вращая за рукоятки гайку 6.
- С гильзы цилиндра снимают уплотнительные и антикавитационные
кольца.
- Тщательно очищают гильзу от продуктов коррозии и накипи и
смазывают тонким слоем моторного масла.
- Устанавливают в канавки гильзы уплотнительные и антикавитационные
кольца, не допуская их порезов, перекосов, скручивания и
механических
повреждений.
- Помещают гильзы в сборе с кольцами в соответствующие расточки
блока.
- Протирают хлопчатобумажной салфеткой и смазывают моторным маслом
гильзы цилиндров и шатунные шейки вала.
- Устанавливают шатунно-поршневые комплекты в гильзы цилиндров и
крепят болтами крышки шатунов.
Затем проверяют суммарный осевой зазор между торцами нижних головок
шатунов и щеками вала (должен быть 0,15-0,70 мм). Измерять зазор
необходимо
между торцами шатунов, а не крышек.
Не допускается выступание крышек за торец шатуна. Этот дефект
устраняют, ослабив болты и сдвигая крышки легкими ударами резинового
молотка.
Дальнейшая сборка дизеля производится в последовательности, обратной
разборке.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8