________________________________________________________________

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

______________________________________________________________

Шатунно-поршневая группа ЯМЗ-240

Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЯМЗ-240 преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Основные детали кривошипно-шатунного механизма дизеля ЯМЗ-240НМ2: гильзы цилиндров, поршни с поршневыми пальцами и кольцами, шатуны и коленвал с подшипниками, маховик.

Гильза цилиндра изготовлена из легированного чугуна. Внутренняя ее поверхность (зеркало) упрочнена закалкой. Гильза имеет опорный фланец и два направляющих пояса. В канавках нижнего пояса установлены два уплотнительных и одно антикавитационное кольца.

Гильза запрессована в блок-картер до упора верхним фланцем в кольцевую выточку блока. Гильзы цилиндров называют мокрыми вследствие наличия между гильзами и блоком полости для доступа охлаждающей жидкости.

Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава. В его головке выполнена выемка, которая служит камерой сгорания.

В поршне предусмотрены две внутренние бобышки с отверстиями для поршневого пальца и пять кольцевых канавок для размещения трех компрессионных и двух маслосъемных колец.

Чтобы поршень при нагреве не заклинивало в цилиндре, дизель собирают так, чтобы между поршнем и цилиндром оставался зазор 0,19-0,21 мм.

Точность посадки обеспечивается подбором совместно работающих поршней и гильз одной из шести размерных групп. Маркировку размерных групп наносят на днище поршня и на верхний торец гильзы.

Поршневой палец соединяет поршень с шатуном. Он может перемещаться вдоль оси бобышек и поэтому отнесен к типу плавающего. Перемещение поршня ограничено стопорными шайбами, установленными в выточках бобышек.

Компрессионные кольца имеют трапецеидальное сечение. Наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома. Маслосъемные кольца — коробчатого сечения с расширителями.

Шатун изготовляют из стали двутаврового сечения. Он имеет две головки. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, к которой подается масло из нижней головки по осевому сверлению в стержне шатуна.

Нижняя головка имеет разъем под углом 55 к оси стержня, что позволяет устанавливать и снимать шатунно-поршневой комплект через цилиндр. Крышки нижних головок обрабатывают в сборе с шатунами, поэтому они не взаимозаменяемы.

Метки на парных деталях в виде одинаковых условных чисел и риски наносят на обе части шатуна около одного из стыков. На стыке шатуна с крышкой выполнены треугольные зубья, препятствующие радиальному сдвигу крышки относительно шатуна.

В осевом направлении крышка зафиксирована штифтом, который запрессован в шатун и входит в паз крышки.

В нижнюю головку шатуна устанавливают сменные тонкостенные вкладыши, основание которых из стали, а рабочий слой — из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемы.

При работе дизеля ЯМЗ-240 не требуется периодическое техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.

В процессе эксплуатации возможно возникновение следующих неисправностей шатунного-поршевой группы, для устранения которых необходима его разборка кривошипно-шатунного механизма.

Поршневые кольца двс ЯМЗ-240НМ2 заменяют при снятых головке цилиндров и поддоне в такой последовательности:

- Очищают верхний пояс гильзы от нагара, чтобы легче было извлекать поршень.

- Отсоединяют и снимают крышку нижнем головки шатуна и извлекают поршень в сборе с шатуном из цилиндра (вверх). Если поршень необходимо отсоединить от шатуна, то извлекают стопорные кольца из бобышек поршня, нагревают поршень в масляной ванне до 353К (80С) и вынимают поршневой палец.

- Специальными щипцами, ограничивающими расширение кольца обоймой внутренним диаметром 142,5 мм, снимают старые поршневые кольца.

- Очищают поршень от нагара так, чтобы не повредить торцовые поверхности канавок.

- Перед сборкой тщательно промывают и смазывают детали моторным маслом. Масляные каналы продувают сжатым воздухом.

- Соединяют поршень с шатуном. Поршневой палец при этом должен свободно входить в нагретый поршень. Поршень устанавливают так, чтобы камера сгорания в поршне была смещена в сторону топливного насоса высокого давления.

- Метки на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми, а риски совпадать.

- Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазывают моторным маслом и затягивают в два приема начиная с длинного болта (сначала моментом 100 Нм, а затем 200-220 Нм).

- Надевают кольца на поршень в последовательности, обратной снятию. Компрессионные кольца ставят скошенной стороной и клеймом верх к головке поршня. Замки соседних поршневых колец разворачивают в противоположные стороны в плоскости поршневого пальца.

- Устанавливают в гильзу цилиндра специальную оправку с конической внутренней поверхностью и центрирующим буртиком.

Помещают в цилиндр шатунно-поршневой комплект, последовательно утапливая кольца в поршневые канавки и осаживая его вначале внутрь оправки, а затем внутрь гильзы цилиндра.

Резиновые кольца на гильзах цилиндров двс ЯМЗ-240НМ2 заменяют, сняв головки цилиндров, шатунно-поршневые комплекты и поддон.

Операции выполняют в такой последовательности:

- Вводят приспособление во внутреннюю полость гильзы и зацепляют планкой 1 за нижний торец гильзы.

- Надевают приспособление направляющими втулками 4 на шпильки блок-картера.

- Выпрессовывают гильзу из блока, вращая за рукоятки гайку 6.

- С гильзы цилиндра снимают уплотнительные и антикавитационные кольца.

- Тщательно очищают гильзу от продуктов коррозии и накипи и смазывают тонким слоем моторного масла.

- Устанавливают в канавки гильзы уплотнительные и антикавитационные кольца, не допуская их порезов, перекосов, скручивания и механических повреждений.

- Помещают гильзы в сборе с кольцами в соответствующие расточки блока.

- Протирают хлопчатобумажной салфеткой и смазывают моторным маслом гильзы цилиндров и шатунные шейки вала.

- Устанавливают шатунно-поршневые комплекты в гильзы цилиндров и крепят болтами крышки шатунов.

Затем проверяют суммарный осевой зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками вала (должен быть 0,15-0,70 мм). Измерять зазор необходимо между торцами шатунов, а не крышек.

Не допускается выступание крышек за торец шатуна. Этот дефект устраняют, ослабив болты и сдвигая крышки легкими ударами резинового молотка.

Дальнейшая сборка дизеля производится в последовательности, обратной разборке.

___________________________________________________________________