________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
________________________________________________________________
Система питания и смазки дизельного двигателя ЯМЗ-236
Система
питания (топливная система) двигателя ЯМЗ-236 и ее комплектующие
Топливоподающая аппаратура системы питания дизеля ЯМЗ-236
автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 — разделенного типа.
Топливная система дизельного двигателя ЯМЗ-236 состоит из топливного
насоса высокого давления со всережимным регулятором частоты вращения
и встроенным корректором для корректирования подачи топлива,
топливоподкачивающим насосом, муфтой опережения впрыска или без нее,
форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов
низкого и высокого давления.
Рис.31. Схема системы питания дизеля ЯМЗ-236
А–всасывающая магистраль; В–низкое давление; С–высокое давление;
D–слив излишков топлива в бак; 1–фильтр грубой очистки топлива; 2–
топливный насос высокого давления; 3– фильтр тонкой очистки топлива;
4–форсунка; 5–распылитель форсунки; 6–топливоподкачивающий насос; 7–
топливный бак
Из бака через фильтр грубой очистки топливо засасывается
топливоподкачивающим насосом двигателя автомобилей Урал, Маз,
трактора Т-150 и подается в фильтр
тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления.
Топливный насос в соответствии с порядком работы цилиндров подает
топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам, которые
распыливают его в цилиндрах двигателя.
Через перепускной клапан в топливном насосе и жиклер в фильтре
тонкой очистки излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему
воздух отводятся по топливопроводу в топливный бак. Просочившееся в
полость пружины форсунки топливо отводится по сливному трубопроводу
в бак.
Фильтр грубой очистки топлива двс ЯМЗ-236
Фильтр грубой очистки топлива ЯМЗ-236 (рис. 32) состоит из крышки 5,
колпака 7 и фильтрующего элемента 8. Колпак и крышка соединяются
четырьмя
болтами 2. Уплотнение между ними обеспечивается резиновой прокладкой
6. На колпаке имеется сливная пробка 9 с прокладкой 10.
Фильтрующим элементом является ворсистый хлопковый шнур, навитый на
сетчатый каркас. Фильтрующий элемент плотно зажимается по торцам
между крышкой и дном колпака. Отверстие в крышке, закрытое пробкой 4
с прокладкой 3, служит для заполнения фильтра топливом.
Рис.32. Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236
1–пружинная шайба; 2–болт; 3–прокладка пробки; 4–пробка; 5–крышка;
6–прокладка колпака; 7–колпак; 8–фильтрующий элемент; 9–сливная
пробка;
10–прокладка сливной пробки
Замена элемента фильтра грубой очистки топлива ЯМЗ-236
Слить отстой из фильтра. Отвернуть четыре болта 1 (рис. 33)
крепления колпака 8 фильтра к крышке 5, снять колпак фильтра и
удалить старый
фильтрующий элемент 7.
Тщательно промыть внутренние поверхности колпака чистым бензином или
дизельным топливом.
Поставить новый элемент 7 и прокладку 6 в канавку крышки, установить
колпак, и, убедившись в правильном (без смещения) положении
прокладки,
тщательно затянуть болты 1 креплении колпака к крышке.
При затрудненном доступе к фильтру для исключения случаев смещения
прокладки допускается перед установкой прокладку со стороны крышки
смазать в нескольких точках консистентной смазкой.
Отвернуть пробку 3, залить в фильтр чистое топливо и тщательно
завернуть пробку.
Пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра. Подтянув
болты, устранить подсос воздуха.
Рис.33. Фильтр грубой очистки топлива дизеля ЯМЗ-236
1–болт крепления; 2–шайба; 3–пробка; 4–прокладка пробки; 5–крышка;
6–прокладка; 7–фильтрующий элемент; 8–колпак; 9-сливная пробка
Фильтр тонкой очистки топлива дизельного
двс ЯМЗ-236
Фильтр тонкой очистки топлива автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 (рис. 34) состоит из колпака 5 с
приваренным к нему стержнем 6, крышки 8 и фильтрующего элемента 4.
Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1 с прокладкой 2.
Уплотнение между колпаком и крышкой обеспечивается паронитовой
прокладкой 7.
Колпак с крышкой соединен болтом 12, под головку которого поставлена
уплотнительная шайба 13.
Сменный фильтрующий элемент пружиной 3 прижимается к крышке. С
торцовых поверхностей фильтрующий элемент уплотнен прокладками.
Рис.34. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя ЯМЗ-236
1-сливная пробка; 2-прокладка сливной пробки; 3-пружина;
4-фильтрующий элемент; 5-колпак; 6-стержень; 7-прокладка колпака;
8-крышка; 9-пробка;
10-прокладка жиклера; 11,15-клапан-жиклер; 12-болт; 13-прокладка;
14-прокладка фильтрующего элемента.
В крышку ввернут жиклер 12, который уплотняется прокладкой 10. Через
жиклер сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему
низкого давления.
На двигателях автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150, оборудованных электрофакельным устройством,
вместо
жиклера в фильтр установлен клапан-жиклер 15.
При малом давлении в системе, что может наблюдаться при пуске,
двигателя, слива топлива не происходит, и питание ЭФУ топливом
улучшается.
Замена элемента фильтра тонкой очистки топлива двс ЯМЗ-236
Слить отстой из фильтра.
Вывернуть болт 5 (рис. 35) крепления колпака.
Снять колпак 10 и удалить старый фильтрующий элемент 8.
Промыть бензином или чистым дизельным топливом внутренние
поверхности колпака.
Поставить в колпак 10 пружину 9, фильтрующий элемент 8 (меньшим
отверстием вниз), на верхний фланец элемента установить резиновую
прокладку.
Рис.35. Фильтр тонкой очистки топлива ЯМЗ-236
1 – прокладка; 2 – крышка; 3 – прокладка жиклера; 4 – жиклер; 5 –
болт; 6 – шайба болта крепления; 7 – прокладка колпака; 8 –
фильтрующий элемент; 9
– пружина, 10 – колпак; 11 – прокладка сливной пробки; 12 – сливная
пробка; 13 – пробка
Поставить шайбу 6 болта крепления и прокладку 7 колпака, установить
колпак с элементом на, место и тщательно затянуть болт 5.
Для слива отстоя из топливных фильтров грубой и тонкой очистки
отвернуть на 3-4 оборота сливные пробки и слить по 0,1 л топлива в
подставленную
посуду.
После слива отстоя пробки завернуть и пустить двигатель на 3-4
минуты для удаления воздушных пробок. Сливать отстой особенно важно
в зимнее
время для удаления конденсирующей воды.
Топливопроводы двигателя ЯМЗ-236
Для подвода топлива к насосу и форсункам, а также для отвода его
излишков на двигателе ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 имеется система топливопроводов низкого
и высокого давления.
Топливопроводы низкого давления присоединяются пустотелыми болтами
или накидными гайками через наконечники, закрепленные на концах
топливопроводов. Контактные поверхности уплотняются медными шайбами
толщиной 1,5 мм.
Топливопроводы высокого давления ЯМЗ-236 имеют одинаковую длину для
всех цилиндров двигателя. Концы топливопроводов высажены в форме
конуса и прижаты накидными гайками к штуцерам топливного насоса
высокого давления и форсунок. Во избежание поломок топливопроводов
от
вибрации они должны быть закреплены при помощи специальных скоб.
Порядок работы секций для разных моделей ТНВД различный, поэтому
различны схемы соединения топливопроводами высокого давления секций
ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.
Система смазки дизельного
двигателя ЯМЗ-236
Система смазки двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора
Т-150 – смешанная, с «мокрым»
картером
(рис.36).
Масляный насос ЯМЗ-236 (рис. 37) через всасывающую трубу с
заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через,
последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник (при
наличии).
Рис.36. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-236 с односекционным
масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником
1–масляный картер; 2–маслозаборник; 3–масляный насос; 4–редукционный
клапан; 5–жидкостно-масляный теплообменник; 6–фильтр очистки масла;
7–перепускной клапан; 8–сигнальная лампа фильтра; 9–фильтр
центробежной очистки масла; 10–распределительный вал; 11–ось
толкателей; 12–
коленчатый вал; 13–дифференциальный клапан; 14–форсунка охлаждения
поршней; 15- дроссель; 16–турбокомпрессор; 17–перепускной клапан
теплообменника; 18–включатель привода вентилятора; 19–привод
вентилятора; 20–ТНВД
В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной
клапан. Если разность давлений до и после теплообменника достигает
274±40 Кпа
(2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается
непосредственно в масляную магистраль.
Далее через трубку и каналы в блоке часть масла через втулку
(дроссель с калиброванным отверстием) поступает к форсункам
охлаждения поршней и
затем сливается в картер.
На двигатели ЯМЗ-236Н,Б автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 вместо дросселя установлен клапан
прекращающий подачу масла к форсункам при давлении масла в системе
смазки ниже 300…350 кПа (3,0…3,5 кгс/см2).
Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 38). В корпусе
фильтра установлен перепускной клапан.
Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200…250 кПа
(2,0…2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла
подается
непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия
перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного
контактов сигнализатора.
В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка,
соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может
произойти
тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую
вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).
Рис.37. Масляный насос двигателя ЯМЗ-236
1–промежуточная шестерня; 2–ось промежуточной шестерни;
3–вал-шестерня ведущая; 4–крышка корпуса; 5–вал-шестерня ведомая;
6–корпус; 7–
шестерня привода; 8–шпонка; 9–фланец упорный; 10–штуцер
(присутствует только на двигателях без водомасляного
теплообменника); 11–
редукционный клапан
Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-236 изготавливается либо
из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из
специальной фильтровальной бумаги.
Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда
через систему каналов в блоке–к подшипникам коленчатого и
распределительного валов.
От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-236 через масляные каналы в
коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних
головок
шатунов.
От распределительного вала дизеля ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз,
трактора Т-150 масло
пульсирующим
потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам
толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся
парам привода
клапанов, а по наружной трубе — к подшипникам турбокомпрессора,
регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.
Рис.38. Масляный фильтр двигателя ЯМЗ-236
1–корпус фильтра; 2–прокладка колпака; 3–замковая крышка; 4–колпак
фильтра; 5–фильтрующий элемент; 6–головка колпака; 7–прокладка
фильтрующего элемента; 8– плунжер клапана; 9–пружина клапана;
10–пружина сигнализатора; 11–подвижный контакт сигнализатора;
12–неподвижный
контакт; 13–клемма
Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни
привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки
распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров
смазываются разбрызгиванием.
В корпусе насоса ЯМЗ-236 установлен редукционный клапан,
перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из
насоса свыше: 700…800 (7,0…8,0 кгс/см );
Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-236 включен
дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия: 520…560 кПа (5,2…5,6 кгс/см).
Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-236 (рис. 39) включен
параллельно после фильтра очистки масла и пропускает до 10% масла,
проходящего
через систему смазки. Очищенное масло сливается в картер.
Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях
шатунных шеек
коленчатого вала.
Рис.39. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-236
1–колпак фильтра; 2, 7–шайбы; 3–колпачковая гайка; 4–гайка крепления
ротора; 5–упорная шайба; 6–гайка ротора; 8, 14–втулки ротора;
9–колпак
ротора; 10–ротор; 11–отражатель; 12–уплотнительное кольцо;
13–прокладка колпака; 15–ось ротора; 16–корпус фильтра; 17–сопло
ротора; А–из
системы под давлением; Б–слив масла в картер
Радиаторная секция двухсекционного масляного насоса ЯМЗ-236 подает
масло к установленному на машине воздушно-масляному теплообменнику
(ВМТ). Охлажденное в теплообменнике масло сливается в картер.
Предохранительный клапан радиаторной секции ЯМЗ-236 автомобилей
Урал, Маз, трактора Т-150
открывается при
давлении на выходе из насоса свыше 100…130 кПа (1,0…1,3 кгс/см2).
На двигателях с ВМТ может быть применен односекционный масляный
насос с разделением потока масла на ВМТ через дроссель с
предохранительным клапаном 100…130 кПа (1,0…1,3 кгс/см2). Контроль
давления масла осуществляется в центральном масляном канале.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8