________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
______________________________________________________________
Типы и устройство ТНВД
Топливный насос высокого давления является
одним из основных конструктивных элементов системы впрыска
дизельного двигателя. ТНВД выполняет, как правило, две основные
функции: нагнетание под давлением определенного количества топлива;
регулирование необходимого момента начала впрыскивания.
С появлением аккумуляторных систем впрыска функция регулирования
момента впрыска возложена на управляемые электроникой форсунки.
Основу топливного насоса высокого давления составляет плунжерная
пара, которая объединяет поршень (он же плунжер) и цилиндр (он же
втулка) небольшого размера.
Плунжерная пара изготавливается из высококачественной стали с
высокой точностью. Между плунжером и втулкой обеспечивается
минимальный зазор – прецизионное сопряжение.
В зависимости от конструкции различают следующие виды ТНВД: рядный,
распределительный и магистральный. В рядном насосе нагнетание
топлива в цилиндр производится отдельной плунжерной парой.
Распределительный насос имеет один или несколько плунжеров, которые
обеспечивают нагнетание и распределение топлива по всем цилиндрам.
Магистральные насосы осуществляют только нагнетание топлива в
аккумулятор.
Топливный насос используется также в системе непосредственного
впрыска бензинового двигателя, но его рабочее давление на порядок
ниже аналогичной
характеристики дизельного насоса.
Ведущими производителями топливных насосов являются, в основном,
зарубежные фирмы: Bosch, Lucas, Delphi, Denso, Zexel.
Рядный ТНВД
Рядный насос имеет плунжерные пары по числу цилиндров. Плунжерные
пары установлены в корпусе насоса, в котором выполнены каналы для
подвода и
отвода топлива.
Движение плунжера осуществляется от кулачкового вала, который в свою
очередь имеет привод от коленчатого вала двигателя. Плунжеры
постоянно
прижимаются к кулачкам с помощью пружин.
При вращении кулачкового вала кулачок набегает на толкатель
плунжера. Плунжер двигается вверх по втулке, при этом
последовательно закрываются
выпускное и впускное отверстие.
Создается давление, при котором
открывается нагнетательный клапан, и топливо по топливопроводу
поступает к
соответствующей форсунке.
Устройство рядного ТНВД
Регулирование количества подаваемого топлива и момента его подачи
может осуществляться механическим путем или с помощью электроники.
Механическое
регулирование количества подаваемого топлива осуществляется
поворотом плунжера во втулке.
Для поворота на плунжере выполнена шестерня, которая соединена с
зубчатой рейкой. Рейка связана с педалью газа.
Верхняя кромка
плунжера имеет
наклонную поверхность, поэтому при повороте отсечка топлива и
соответственно его количество будет изменяться.
Изменение момента начала подачи топлива требуется при изменении
частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Механическое
регулирование момента
подачи топлива производится с помощью центробежной муфты,
расположенной на кулачковом валу.
Внутри муфты находятся грузики, которые при увеличении оборотов
двигателя расходятся под действием центробежных сил и поворачивают
кулачковый вал
относительно привода.
При увеличении оборотов двигателя
обеспечивается ранний впрыск топлива, при уменьшении – поздний.
Конструкция рядных топливных насосов обеспечивает высокую
надежность. Агрегаты смазываются моторным маслом системы смазки
двигателя, поэтому могут
работать на топливе низкого качества.
Рядные топливные насосы высокого давления применяются на двигателях
с раздельными камерами сгорания и непосредственным впрыском средних
и тяжелых грузовых автомобилей.
Распределительный ТНВД
Распределительные топливные насосы, в отличие от рядного, имеют один
или два плунжера, обслуживающих все цилиндры двигателя.
Распределительные насосы обладают меньшей массой и габаритными размерами, а также обеспечивают большую равномерность подачи. С другой стороны их отличает сравнительно низкая долговечность сопряженных деталей.
Все
это определяет область применения данного оборудования, в основном,
на двигателях
легковых автомобилей.
Конструкции распределительных ТНВД могут иметь различный привод
плунжера:
- торцевой кулачковый привод (насосы Bosch VE);
- внутренний кулачковый привод (роторные топливные насосы Bosch VR,
Lucas DPC, Lucas DPS);
- внешний кулачковый привод (отечественные топливные насосы НД-21,
НД-22).
Предпочтительными в плане эксплуатации являются первые два типа
привода плунжеров, т.к. в них отсутствуют силовые нагрузки от
давления топлива на узлы
приводного вала и, соответственно, выше долговечность.
Устройство ТНВД распределительного типа
Основным элементом распределительного топливного насоса с торцевым
кулачковым приводом плунжера (Bosch VE) является
плунжер-распределитель, который совершает возвратно-поступательное и
вращательное движение, обеспечивая нагнетание и распределение
топлива по цилиндрам.
Возвратно-поступательное движение плунжера происходит при вращении
кулачковой шайбы, которая обегает неподвижное кольцо по роликам.
Шайба нажимает
на плунжер, за счет чего создается давление топлива. В исходное
положение плунжер возвращается с помощью пружины.
Вращение плунжера производится от приводного вала. При этом
происходит распределение топлива по цилиндрам.
Регулирование величины подачи топлива осуществляется автоматически с
помощью механического или электронного устройств.
Механический
регулятор
включает центробежную муфту с грузами, которая через систему рычагов
воздействует на дозатор, изменяющий величину топливоподачи.
Электронный
регулятор представляет собой электромагнитный клапан.
Регулирование величины опережения впрыска топлива в
распределительном насосе производится путем поворота неподвижного
кольца на определенный угол.
Рабочий процесс распределительного насоса включает впуск топлива в
надплунжерное пространство, нагнетание и распределение в
соответствующие
цилиндры.
Устройство распределительного насоса ТНВД роторного типа
В распределительном насосе роторного типа нагнетание и распределение
топлива по цилиндрам осуществляются разными устройствами плунжером и
распределительной головкой.
Нагнетание топлива производится с помощью двух противолежащих
плунжеров, расположенных на распределительном валу.
Плунжеры через
ролики обегают профиль кулачковой обоймы и совершают
возвратно-поступательное движение.
При движении плунжеров навстречу друг другу происходит рост давления
топлива, после чего топливо по каналам распределительной головки и
нагнетательным
клапанам доставляется к форсункам соответствующих цилиндров.
Топливо к плунжеру (плунжерам) подается под небольшим давлением,
которое создает топливоподкачивающий насос.
В распределительных насосах топливоподкачивающий насос установлен на приводном валу в корпусе насоса.
Конструктивно это может быть роторно-лопастной насос,
шестеренный насос с
внешним или внутренним зацеплением.
Смазка распределительного топливного насоса высокого давления
производится дизтопливом, которое заполняет его корпус.
Магистральный ТНВД
Магистральный топливный насос высокого давления используется в
аккумуляторной системе впрыска топлива Common Rail, где он выполняет
функцию
нагнетания топлива в топливную рампу.
Магистральные насосы обеспечивают более высокое давление топлива (в
современных системах впрыска порядка 180 МПА и более).
Конструктивно он может иметь один, два или три плунжера. Привод
плунжеров осуществляется с помощью кулачкового вала или кулачковой
шайбы.
Устройство распределительного насоса роторного типа
При вращении кулачкового вала (эксцентрика кулачковой шайбы) под
действием возвратной пружины плунжер движется вниз.
Увеличивается
объем
компрессионной камеры и уменьшается давление в ней. Под действием
разряжения открывается впускной клапан, и топливо поступает в
камеру.
Движение плунжера вверх сопровождается ростом давления в камере,
впускной клапан закрывается.
При определенном давлении открывается
выпускной клапан
и топливо подается в рампу.
Управление подачей топлива производится в зависимости от потребности
двигателя с помощью клапана дозирования топлива. В нормальном
положении клапан
открыт.
По сигналу электронного блока управления клапан закрывается на
определенную величину, тем самым регулируется количество
поступающего в компрессионную камеру топлива.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8