________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Система охлаждения дизеля Д-240 и ее компоненты
В двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 реализована система
жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой
лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения с
пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует
она следующим образом.
Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240
1 - амортизатор; 2 - патрубок; 3 - нижний бак; 4 - спускной кран: 5
- шторка; 6 - ремень; 7 - радиатор системы смазки; 8 - насос системы
охлаждения; 9 - шланг термостата; 10 вентилятор; 11 - кожух; 12 -
сердцевина радиатора; 13 -стойка радиатора: 14 – верхний бак; 15 -
датчик термостата; 16 - пробка радиатора; 17 - указатель термометра;
18 - пароотводящая трубка; 19 - шланг подводящий; 20 - термостат; 21
- труба; 22 и 24 - патрубки; 23 - рубашка охлаждения пускового
двигателя; А - канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока
цилиндров; Б - каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке
блока цилиндров;
Насос водяной (помпа) двигателя Д-240 (8 на рис. 1) забирает
охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в
рубашку охлаждения дизеля (при наличии - и пускового двигателя),
вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую.
Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора
с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается
воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости
в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая
температура 80...97°С. Для ручного
регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5.
В холодном двигателе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к
водяному насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в
радиаторе. Заливная горловина радиатора
герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами.
Помпа конструктивно объединена с вентилятором.
Водяной насос (помпа) дизельного двс Д-240
Выделение обильного количества пара, течь воды или масла из
дренажного отверстия, повышенный шум и стуки указывают на
неисправность системы охлаждения, в частности на
неисправность помпы.
Работоспособность системы охлаждения
зависит от количества жидкости, степени изношенности лопастей
крыльчатки и стенок насоса, натяжения ремней привода вентилятора,
состояния сердцевины радиатора и других причин.
Количество жидкости в системе охлаждения двс Д-240 трактора МТЗ-80,
МТЗ-82 может уменьшаться в
результате негерметичности соединений, нарушения регулировок
паровоздушного клапана, разрушения уплотнений водяного насоса.
Потеря охлаждающей жидкости приводит к перегреву деталей головки
цилиндров, выходу из строя уплотнений стаканов форсунок, гильз
цилиндров, прогоранию прокладок головки цилиндров и др.
Появление значительного зазора в подшипниках или его разрушение
может привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой
вентилятора. При наличии трещин на корпусе водяного насоса,
обнаруженных внешним осмотром, его заменяют на новый или
отремонтированный.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный
износ или разрушение подшипников водяного насоса, ослабление
посадочного места под приводной шкив.
Появление течи охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или
следов масла на шкиве привода свидетельствует о разрушении манжет,
уплотнений валика водяного насоса. При появлении этих неисправностей
водяной насос двс Д-240 снимают с двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 для замены изношенных
деталей.
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6
мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на
валике, то его заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники
заменяют. Из крыльчатки извлекают торцевое уплотнение и проверяют
его техническое состояние. На уплотняющей шайбе допускаются
кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина
шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных
прорывов.
Осматривают корпус водяного насоса. При наличии трещин его
выбраковывают. Измеряют посадочные поверхности корпуса под
подшипники валика.
Если на торцевой поверхности опорной втулки
корпуса насоса есть следы износа (кольцевые канавки) глубиной более
0,5 мм или величина А более допустимого размера, то ее
выпрессовывают и заменяют новой.
При сборке водяного насоса (помпы) резиновые манжеты
устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в
сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы должна быть затянута
моментом 16...19 Нм.
После сборки водяного насоса валик должен легко вращаться от руки, без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8