________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Цилиндро-поршневая группа дизельного двигателя Д-240
Детали поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.
Если
диагностические параметры достигли значений, допустимых в
эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы,
которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой
группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.
Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку
цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на
поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку
прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.
При
отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и
крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из
гильз цилиндров.
В поршневой износу наиболее подвержены: поршневые
кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных
подшипников, гильзы цилиндров.
В первую очередь индикаторным
нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего
износа в верхнем поясе гильзы — сначала в плоскости, параллельной
оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.
Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости,
перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением
диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки
поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.
Если зазор
между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры,
поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр
поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.
Поршневую группу Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при зазоре между поршнем и гильзой,
превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают
специальным съемником.
Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна.
Поршневые
кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные,
если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.
Зазоры поршневых колец и поршней дизеля Д-240
Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:
Нормальный - 0,18...0,20
Допустимый - 0,26
Зазор в замке поршневых колец, мм:
Нормальный - 0,40...0,80
Допустимый - 4,0
Зазор по высоте канавок поршня, мм:
Компрессионых - 0,08…0,12
Маслосъемных - 0,05…0,09
Допустимый - 0,30
Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют параметры поршневого пальца
шатуна и состояние втулки его верхней головки. Втулку заменяют
при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении
посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.
Поршневой палец и
втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и
втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца
под втулку более 0,02 мм.
Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб
шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание — 0,12 мм. При
сборке шатуна вначале запрессовывают втулку в его
верхнюю головку.
Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно
подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают
регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием
верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03
мм.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала
двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью. Необходимый
диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается
соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши
при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций,
только попарно.
Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или
пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать
прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При
замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки
коленчатого вала.
Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых
деталей, их подбирают по размерным группам. Сортируют гильзы
цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по
наружному диаметру юбки.
Поршни и гильзы двс Д-240, устанавливаемые на
дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.
Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем
торце гильзы, для поршня — на его днище. Перед установкой гильзы в
блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных
мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения
заменяют.
Номинальные и ремонтные размеры
шатунно-поршневой группы дизеля
Д-240
Обозначение размеров Диаметр гильзы цилиндра, мм
Диаметр юбки поршня в нижней части, мм
М
104,82.-104,84
105,00.-105,02
С
104,84.-104,86
105,02.-105,04
Б
106,86.-104,88
105,04.-105,06
При подборе поршней двс Д-240 обращают внимание на размерные группы
поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня,
маркированную краской.
Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с
одинаковой маркировкой.
Поршневой палец запрессовывают в поршень после его
предварительного нагрева в масле до температуры 70...80°С. Разница в
массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей — 15 г. Поршневые
кольца на поршень устанавливают в определенном порядке
приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.
Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240
Поршневое кольцо Рабочий зазор, мм Упругость, Н
Первое (верхнее)
0,3.-0,6
60...82
Второе, третье
0.3...0.6
68...78
Кольца, установленные в канавки поршня, должны
свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под
действием собственной массы. Замки первого и третьего поршневых
колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно
замков второго и четвертого маслосъемных колец.
Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8