________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
_________________________________________________________________
Коленвал и ГРМ дизельного двигателя ЯМЗ-238
Коленвал дизеля ЯМЗ-238
Коленвал
дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора
К-700 – стальной, изготовлен методом горячей
штамповки.
Все поверхности коленчатого вала ЯМЗ-238 азотированы и глубина
азотированного слоя не менее 0,35 мм.
Коленчатый вал ЯМЗ-238 имеет пять коренных опор и четыре шатунные
шейки.
На шатунных шейках установлены шатуны (по два на каждую).
Коренные и шатунные шейки в процессе работы смазываются маслом под
давлением.
Масло подается к коренным опорам, а затем, по наклонным каналам к
шатунным шейкам.
В шатунных шейках есть закрытые заглушками внутренние полости, где
масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от
инерционных сил движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных
центробежных сил на щеках коленвала ЯМЗ-238 установлены противовесы,
в сборе с которыми вал балансируется.
Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы,
одна из которых выполнена в виде выемки на маховике, закрепленном на
заднем конце коленчатого вала ЯМЗ-238, другая представляет собой
противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.
Осевая фиксация коленвала осуществляется четырьмя бронзовыми
полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры.
Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами
входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного
подшипника.
Носок и хвостовик коленчатого вала дизеля ЯМЗ-238 уплотняются
резиновыми самоподжимными манжетами.
На передний конец коленвала напрессованы шестерня коленчатого вала и
передний противовес, закрепленные гайкой (момент затяжки 176,4 - 294
Нм (18 - 30 кг/см).
Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 имеет конус на
переднем конце. На конус устанавливается ступица, на которой
закрепляются жидкостный гаситель крутильных колебаний и шкив.
При ремонте дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз,
Урал, трактора К-700 следует помнить, что
удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из
строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала.
Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной
таре в вертикальном положении.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ,Б, ЯМЗ-238ДЕ,Д устанавливается коленчатый вал
238БЕ-1005009 (маркировка 238Н-1005015-У), а на двигатели
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 - коленвал 238ДК-1005009-30 (маркировка
238ДК-1005015-30).
Маркируется коленвал ЯМЗ-238 в поковке на 5-й щеке.
Шейки коленчатого вала дизеля ЯМЗ-238 могут быть двух номинальных
размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и
применение соответствующих им вкладышей.
Маховик дизельного двс ЯМЗ-238
Маховик дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 отлит из серого чугуна.
Маркирован маховик в выемке на нерабочей поверхности в отливке.
На двигатели ЯМЗ-238 могут быть
установлены маховики следующих видов:
− 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25);
− 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75).
Данные маховики в сборе с зубчатыми венцами между собой не
взаимозаменяемы.
Маховик 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25)
устанавливается со стартером модели 2501.3708-01, а маховик
238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75) - со стартером
модели 2501.3708-21.
Маховик ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 крепится к коленчатому валу болтами.
Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна
под все болты).
Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки
235-255 Нм (24-26 кг/см).
Для точной фиксации маховика дизеля ЯМЗ-238 относительно шеек
коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с
маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным
штифтом на коленчатом вале.
Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка
на пластине в виде точки должна быть снаружи.
Двенадцать радиальных отверстий в маховике ЯМЗ-238 предназначены для
проворачивания коленчатого вала при регулировках двигателя.
Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера
маховика.
Шатуны дизелей
ЯМЗ-238
Шатун дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 5) – стальной, двутаврового
сечения, с косым разъемом нижней головки.
Рис. 5. Шатун двигателей ЯМЗ-238БЕ,Б, ЯМЗ-238ДЕ,Д
1 – шатун; 2 – втулка верхней головки; 3 – крышка; 4 – короткий болт
крышки; 5 – длинный болт крышки
Шатун ЯМЗ-238 окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому
крышки шатунов не взаимозаменяемы.
На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер
цилиндра, а со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в
виде числа, одинакового для шатуна и крышки.
В нижнюю головку шатуна ЯМЗ-238 устанавливаются сменные вкладыши, а
в верхнюю — запрессована сталебронзовая втулка.
Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются шатуны
7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045), у которых
увеличено на 15 мм расстояние между осями отверстий в верхней и
нижней головках, скосы на верхней головке, увеличен до 52 мм диаметр
отверстия под поршневой палец и отсутствует масляный канал в
стержне.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка
7511.1004052-21 с наружным диаметром 56 мм.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ,Б, ЯМЗ-238ДЕ,Д устанавливаются шатуны
236-1004045-Б3 (маркировка 236-1004045-Б2) с масляным каналом в
стержне.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка
840.1006026-10 с наружным диаметром 54 мм.
Вкладыши коленвала дизельного
двигателя ЯМЗ-238
Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 и нижней
головки шатуна автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 6) – сменные, тонкостенные, имеют стальное
основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.
Рис. 6. Вкладыши ЯМЗ-238 подшипников коленчатого вала
1 – верхний вкладыш коренного подшипника; 2 – нижний вкладыш
коренного подшипника; 3 – вкладыши нижней головки шатуна
Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не
взаимозаменяемы.
В верхнем вкладыше ЯМЗ-238 имеются отверстие для подвода масла и
канавка для его распределения.
Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
На двигателях ЯМЗ-238БЕ,Б, ЯМЗ-238ДЕ,Д через отверстие во вкладыше
масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому
пальцу.
Механизм газораспределения ГРМ дизельного
двс ЯМЗ-238
Механизм газораспределения дизельного двигатеря ЯМЗ-238 автомобилей
Маз, Краз, Урал, трактора К-700 -
верхнеклапанный с нижним, расположением распределительного вала и
приводом клапанов через толкатели, штанги и коромысла.
Основными деталями ГРМ ЯМЗ-238 являются: распределительный вал с
шестерней привода и подшипниками, толкатели, оси толкателей, штанги,
коромысла с регулировочными винтами, оси коромысел, клапаны, пружины
клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов (рис.
7).
Рис. 7. Механизм газораспределения ГРМ ЯМЗ-238
1 – распределительный вал; 2 – толкатель; 3 – штанга толкателя; 4 –
клапан; 5 – направляющая втулка клапана; 6 – шайба пружин клапана; 7
–
наружная пружина; 8 – внутренняя пружина; 9 – тарелка пружин
клапана; 10 – втулка тарелки пружин клапана; 11 – сухарь клапана; 12
– коромысло
клапана; 13 – ось коромысла; 14 – регулировочный винт коромысла; 15
– уплотнительная манжета клапана; 16 – ось толкателей
Привод клапанов осуществляется от распредвала ЯМЗ-238 через
роликовые толкатели 2, трубчатые штанги 3 и коромысла 12 с
регулировочными
винтами 14.
Распределительный вал дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз,
Урал, трактора К-700 – стальной,
штампованный, опорные
шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены ТВЧ.
Расположен в верхней части картера блока цилиндров и приводится во
вращение от переднего конца коленчатого вала через пару косозубых
шестерен.
Шестерни устанавливаются по меткам, выбитым на торцах зубчатых
венцов.
Подшипниками распредвала ЯМЗ-238 служат бронзовые втулки,
запрессованные в расточки блока цилиндров.
Продольное смещение вала ограничивается стальным упорным фланцем,
установленным между ступицей шестерни и передней опорной шейкой
вала.
После установки распредвала ЯМЗ-238 с шестерней в блок цилиндров
фланец крепится к переднему торцу блока болтами с пружинными
шайбами.
Осевой люфт вала 0,08…0,21 мм.
Толкатели клапана двигателя ЯМЗ-238 – стальные, штампованные,
качающегося типа с роликом для контакта с кулачками
распределительного вала.
Ролик установлен на оси, запрессованной в проушины толкателя и
закерненной с двух сторон от выпадения.
Между осью и роликом установлена «плавающая» втулка из подшипниковой
стали.
В ступицу толкателя ЯМЗ-238 запрессованы две тонкостенные бронзовые
втулки, пространство между втулками служитмасляной полостью для
подвода масла от оси толкателей к штангам.
Для сопряжения со штангой в расточку толкателя запрессована стальная
закаленная пята.
Толкатели ЯМЗ-238 подвешены на трубчатых осях, установленных в
расточках блока цилиндров в чугунных втулках, из которых передняя
запрессована в блок, остальные установлены с зазором.
От продольного перемещения оси стопорятся спереди выступом упорного
фланца распределительного вала, сзади – картером маховика.
Штанги толкателей – стальные, трубчатые с высаженными на концах
сферическими поверхностями.
Для повышения износостойкости сферические поверхности закалены ТВЧ.
Коромысла клапанов ЯМЗ-238 – стальные, штампованные, с
запрессованной в ступицу тонкостенной бронзовой втулкой.
На конце длинного плеча коромысла для контакта с клапаном выполнена
пята с цилиндрической опорной поверхностью, закаленная ТВЧ.
Короткое плечо коромысла оканчивается бобышкой с резьбовым
отверстием М12х1, в которое ввернут регулировочный винт со
сферическим гнездом
под штангу на одном конце и пазом под отвертку на другом конце.
Винт стопорится от отворачивания гайкой. Коромысла установлены на
индивидуальные оси и застопорены от спадания стопорными кольцами с
упорными шайбами.
Оси коромысел устанавливаются на головку цилиндров по двум
цилиндрическим штифтам, запрессованным в оси со стороны опорной
поверхности и
крепятся к головке цилиндров шпильками с гайками.
Впускные и выпускные клапаны ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз,
Урал, трактора К-700 изготовлены из
специальных
жаропрочных сталей.
Рабочая фаска выпускного клапана ЯМЗ-238 наплавлена жаропрочным
сплавом типа «стеллит», к стержню приварен наконечник из
легированной
стали.
Для повышения износостойкости торцы стержней впускных и выпускных
клапанов закалены ТВЧ.
Клапаны дизеля ЯМЗ-238 перемещаются в металлокерамических
направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров.
На втулки впускных клапанов установлены уплотнительные манжеты.
Клапаны дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз,
Урал, трактора К-700 поджимаются к седлам
двумя
цилиндрическими винтовыми пружинами, имеющими разное направление
навивки.
Пружины одним концом упираются в опорные шайбы, установленные в
цековки на головке цилиндров, а другим – в тарелку пружин,
закрепленную на
стержне клапана с помощью промежуточной втулки и двух конических
сухарей.
Наличие втулки между тарелкой пружин и клапаном способствуют
повороту клапанов при работе двигателя и обеспечивает равномерный
износ фасок
и стержней клапанов в процессе эксплуатации.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8