________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Устройство турбокомпрессора дизеля Камаз-740
Модели турбокомпрессоров, применяемые на
двигателях автомобилей Камаз
В системах наддува дизельных двигателей Камаз-740 применяют
одноступенчатые турбокомпрессоры, состоящие из центробежного компрессора
и радиальной центробежной турбины.
Так как работа двигателя и турбокомпрессора согласована, то можно
устанавливать определенный тип турбокомпрессора только на тот двигатель,
для которого он предназначен.
На двигатели Камаз 740.31-240, 740.30-260, 740.35-400, 740.37-400,
740.38-360, 740.51-320, 740.50-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280,
740.63-400, 740.65-240 устанавливаются два турбокомпрессор ТКР 7С-6
На двигатели Камаз 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300 устанавливаются
два турбокомпрессор ТКР 7С-9 или К27-115.
Описание системы газотурбинного
наддува и охлаждения наддувочного воздуха двигателя Камаз-740
На всех автомобилях, кроме комплектаций с двигателями моделей
7403.10, 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, применяется система
охлаждения надувочного воздуха (ОНВ).
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха
обеспечивает за счет использования части энергии отработавших
газов подачу предварительно сжатого и охлажденного воздуха в цилиндры
двигателя.
Это позволяет увеличить плотность заряда воздуха, поступающего в
цилиндры, и в том же рабочем объеме сжечь большее количество топлива,
т.е. повысить литровую мощность двигателя.
Рис. 1 - Схема системы газотурбинного
наддува и охлаждения надувочного воздуха Камаз-740
1 - теплообменник охлаждения надувочного воздуха: 2 - радиатор системы
охлаждения; 3 - вентилятор; 4 - двигатель; 5,6- турбокомпрессоры
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха (рис. 1)
состоит из двух взаимозаменяемых турбокомпрессоров
(ТКР) 5 и 6, выпускных и впускных коллекторов и патрубков,
теплообменника охлаждения надувочного воздуха 1 типа «воздух-воздух»,
подводящих и отводящих трубопроводов.
Воздух в центробежный компрессор турбокомпрессора Камаз-740 поступает из
воздухоочистителя, сжимается и подается под давлением в теплообменник
ОНВ, и затем охлажденный воздух поступает в двигатель.
Турбокомпрессоры устанавливаются на выпускных патрубках по
одному на каждый ряд цилиндров. Выпускные коллекторы и патрубки
изготовлены из высокопрочного чугуна.
Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами турбины
турбокомпрессоров, выпускных патрубков и коллекторов осуществляется
прокладками из жаростойкой стали.
Газовый стык между выпускным коллектором и головкой цилиндра уплотняется
прокладкой из асбостального листа, окантованного лентой из жаростойкой
стали. Прокладки являются деталями одноразового использования и при
переборках системы подлежат замене.
Выпускные коллекторы турбокомпрессора Камаз-740 крепятся к головкам
цилиндров болтами. Для компенсации угловых перемещений, возникающих при
нагреве, под головки болтов крепления выпускного коллектора
устанавливаются специальные сферические шайбы.
Впускные коллекторы и турбокомпрессора патрубки выполняются
литыми из алюминиевого сплава и соединяются между собой при помощи
болтов. Стыки между коллекторами и патрубками уплотняются паронитовыми
прокладками.
Система газотурбинного наддува и охлаждения надувочного воздуха должна быть герметична. Из-за не герметичности
системы происходит утечка отработавших газов или воздуха, в результате
чего снижается производительность турбокомпрессора, что
приводит к снижению мощности двигателя.
Кроме этого, при не герметичности впускного тракта, между воздушным
фильтром и турбокомпрессором происходит попадание абразивного материала
(песок, грязь) в корпус компрессора и двигатель, что приводит к
«пылевому» износу лопаток колеса компрессора и деталей цилиндропоршневой
группы и, в итоге, к преждевременному выходу двигателя из строя.
Рис. 2 - Схема системы газотурбинного наддува Камаз-740 (без охлаждения
надувочного воздуха)
1 - турбокомпрессоры; 2 - патрубок выпускной левый; 3 - патрубок
впускной левый; 4 - коллектор выпускной левый; 5 - коллектор впускной
левый; 6 - патрубок объединительный; 7 - коллектор впускной правый; 8 -
коллектор выпускной правый; 9 - патрубок выпускной правый; 10 - патрубок
впускной правый.
Смазка подшипников турбокомпрессоров Камаз-740 осуществляется из системы
смазки двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой.
Слив масла из турбокомпрессоров осуществляется по стальным трубкам
сильфонной конструкции в картер двигателя.
На рис. 2 представлена система газотурбинного наддува без охлаждения
надувочного воздуха. Принцип работы такой системы тот же, что и у
представленной выше, за исключением того, что сжатый воздух, подаваемый
в цилиндры двигателя, не охлаждается.
Конструкция турбокомпрессоров, применяемых на двигателях Камаз-740
Рис. 3 - Турбокомпрессор ТКР 7Н-1
1 - подшипник; 2 - экран; 3 - корпус компрессора; 4 - диффузор; 5 -
уплотнительное кольцо; 6 - гайка; 7 - маслоотражатель; 8 - колесо
компрессора; 9 - маслосбрасывающий экран; 10 - крышка; 11 - корпус
подшипников; 12 - фиксатор; 13 - переходник; 14 - прокладка; 15 - экран
турбины; 16 - колесо турбины с валом; 17 - корпус турбины; 18 -
уплотнительное кольцо.
В конструкции турбокомпрессора ТКР 7Н-1 (рис. 3) применяется изобарный
однозаходный корпус турбины из высокопрочного чугуна и в качестве
подшипника - бронзовая моновтулка качающегося типа.
Ротор турбокомпрессора состоит из колеса турбины с валом 16,
колеса компрессора 8 и маслоотражателя 7, закрепленных на валу гайкой 6.
Ротор вращается в подшипнике 1, удерживающемся от осевого и радиального
перемещений фиксатором 12, который с переходником 13 является
одновременно и маслоподводящим каналом.
Ротор и колесо компрессора динамически балансируются с высокой точностью
на специальных балансировочных станках.
В корпусе подшипника 11 устанавливаются стальные крышки 10 и
маслосбрасывающий экран 9, который вместе с упругими разрезными кольцами
5 предотвращает течь масла из полости корпуса подшипника.
Для уменьшения теплопередачи от корпуса турбины к корпусу подшипника
между ними установлен чугунный экран 15 и окантованная асбостальная
прокладка 14.
Корпус компрессора и корпус турбины Камаз-740 крепятся к корпусу
подшипников при помощи болтов и планок. Болты крепления корпусов
компрессоров М6 необходимо затягивать крутящим моментом 4,9...7,8 Нм
(0,5...0,8 кг/см), а болты крепления корпусов турбин М8 - 23,5...29,4 Нм
(2,4...3,0 кг/см).
В конструкции турбокомпрессора ТКР 7С-6 (ТКР7С-9) (рисунок 4)
применяется двухзаходный корпус турбины 7 из высокопрочного чугуна.
Ротор турбокомпрессора состоит из колеса турбины 9 с валом 10,
колеса компрессора 1, маслоотражателя 16 и втулки 15, закрепленных на
валу гайкой 19.
Ротор вращается в подшипниках 5, представляющих собой плавающие
вращающиеся втулки. Осевые перемещения ограничиваются упорным
подшипником 4, установленным между корпусом подшипников 3 и крышкой 2.
Подшипники выполняются из бронзы.
Рис. 4 - Турбокомпрессор ТКР 7С-6
1 - корпус компрессора; 2 - крышка; 3 - корпус подшипников; 4 -
подшипник упорный; 5 - подшипник; 6 - кольцо стопорное; 7 - корпус
турбины; 8 - кольцо уплотнительное; 9 - колесо турбины; 10 - вал ротора;
11 - экран турбины; 12, 17 - планки; 13, 18 - болты; 14 -
маслосбрасывающий экран; 15 - втулка; 16 - маслоотражатель; 19 - гайка;
20 - колесо компрессора; 22 - диффузор; 24 - переходник; 25 - прокладка,
21, 23 - кольцо уплотнительное (резиновое).
Корпус подшипников турбокомпрессора, с целью уменьшения
теплопередачи от турбины к компрессору, выполнен составным из чугунного
корпуса и крышки из алюминиевого сплава. Для уменьшения теплопередачи
между корпусом турбины и корпусом подшипников устанавливается экран
турбины 11 из жаростойкой стали.
В корпусе подшипников устанавливается маслосбрасывающий экран 14,
который вместе с упругими уплотнительными кольцами 8 предотвращает
утечку масла из полости корпуса.
Для устранения утечек воздуха в соединении «корпус компрессора - корпус
подшипников» устанавливается резиновое уплотнительное кольцо 21.
Корпусы турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников с помощью
болтов 13, 18 и планок 12, 17. Моменты затяжки болтов такие же, как у
ТКР 7Н-1. Такая конструкция позволяет устанавливать корпусы под любым
углом друг к другу, что в свою очередь облегчает установку ТКР на
двигателе.
Турбокомпрессоры ТКР 7С-6 и ТКР 7С-9 отличаются между собой только
корпусами турбин - они имеют различную пропускную способность.
Турбокомпрессоры К27-115 правый и левый (обозначение правого
турбокомпрессора 399 0023 115-01, левого - 399 0023 115-02) не имеют
конструктивных отличий, отличаются только разворотом корпусов турбины и
компрессора.
Турбокомпрессор К27-115 имеет конструкцию, аналогичную ТКР 7С-9, и по
установочным и присоединительным размерам он унифицирован с ТКР 7С-9.
Корпус турбины и корпус компрессора крепятся к корпусу
подшипников при помощи болтов и планок. Такая конструкция позволяет
устанавливать корпусы под любым углом друг к другу, что в свою очередь
обеспечивает взаимозаменяемость левого и правого турбокомпрессоров.
Очистку центробежного компрессора Камаз-740 необходимо выполнить в
следующей последовательности:
- на торцовые поверхности корпуса и крышки нанести
совмещенные риски. Отвернуть болты крепления корпуса компрессора.
Легкими ударами молотка по бобышкам снять корпус компрессора. Осмотреть
резиновое уплотнительное кольцо в пазе крышки. При обнаружении дефектов
(надрезы, потеря упругости) уплотнительное кольцо заменить на новое;
- осмотреть лопатки колеса компрессора. При обнаружении следов
контакта с корпусом компрессора, деформации лопаток или их разрушения
турбокомпрессор подлежит ремонту на специализированном предприятии или
замене;
- промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, поверхность крышки
ветошью смоченной в дизельном топливе. При чистке колеса компрессора
межлопаточные поверхности рекомендуется прочистить волосяной щеткой с
использованием дизельного топлива;
- проверить легкость вращения ротора, заедание ротора не
допускается;
- перед сборкой необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным
маслом, совместить риски, установить корпус компрессора на диск крышки,
затянуть болты динамометрическим ключом.
Еще раз проверить легкость вращения ротора. В крайних осевых и
радиальных положениях колеса ротора не должны контактировать с
корпусными деталями.
Ввиду того, что ротор турбокомпрессора Камаз-740 балансируется с высокой
точностью, полная разборка, ремонт и обслуживание агрегатов наддува
должны осуществляться на специализированных предприятиях, имеющих
необходимое оборудование, инструменты, приспособления, приборы и
обученный персонал.
При сезонном техническом обслуживании необходимо слить накопившийся в
теплообменнике охлаждения надувочного воздуха конденсат.
Перевернуть теплообменник охлаждения надувочного воздуха в
вертикальной плоскости патрубками вниз и дать стечь остаткам возможного
конденсата и масла.
Продуть по фронту матрицы каждый ряд теплообменных пластин между
трубками с каждой стороны струей сжатого воздуха, не допуская их
деформации.
В случае сильного загрязнения теплообменных пластин матрицу
теплообменника охлаждения надувочного воздуха промыть под
струей горячей воды с использованием волосяной щетки или способом
окунания в ванне с горячей водой.
После мойки матрицу по фронту продуть сжатым воздухом, не допуская
деформации поверхностей теплообменных пластин. Сушка осуществляется
струей горячего воздуха.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8