________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Камаз-740
Система питания топливом (топливная система)
Камаз-740 обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его
по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.
На двигателях применена система питания топливом разделенного
типа, состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок,
фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого
давления, топливопроводов низкого и высокого давлений, топливных баков,
электромагнитного клапана и факельных свечей электрофакельного пускового
устройства.
Принципиальная схема топливной системы Камаз-740 показана на рис. 1.
Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается
топливоподкачивающим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по
топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному
насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя
насос распределяет топливо по трубопроводам 6 высокого давления к
форсункам 5.
Рис. 1. Схема топливной системы двигателя Камаз-740
1 - бак топливный; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3-трубка топливная
подводящая к насосу низкого давления; 4 - трубка топливная дренажная
форсунок левых головок; 5 - форсунка; 6 - трубка топливная высокого
давления; 7 - насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 - насос
топливоподкачивающий ручной; 9 - трубка топливная отводящая насоса
низкого давления; 10 - насос топливный высокого давления; 11 - клапан
электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 -
свеча факельная; 14 - трубка топливная дренажная форсунок правых
головок; 15 - трубка топливная подводящая ТНВД; 16 - трубка топливная
отводящая ТНВД; 17 - фильтр тонкой очистки топлива; 18 - трубка
топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 - тройник крепления
топливных трубок; 20 - трубка топливная сливная; 21 – топливопровод к
фильтру грубой очистки; 22 - труба приемная с фильтром
Форсунки распыляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания.
Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в топливную систему
воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого
давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным
топливопроводам 16 и 18 отводятся в топливный бак.
Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой,
сливается в бак через сливные топливопроводы 4, 14, 20.
Фильтр грубой очистки (отстойник) Камаз-740 (рис. 2) предварительно
очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого
давления.
Рис. 2. Фильтр грубой очистки топлива Камаз-740
1 – пробка; 2 – стакан; 3 – успокоитель; 4 – сетка фильтрующая; 5 –
отражатель; 6 – распределитель; 7 – болт; 8 – фланец; 9 – кольцо
уплотнительное; 10 – корпус
Фильтр грубой очистки установлен на всасывающей магистрали системы
питания с левой стороны автомобиля на раме. Стакан 2 соединен
с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9.
Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, поступающее
из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стаканы.
Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней
части через фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам
топливо подается к топливоподкачивающему насосу.
Фильтр тонкой очистки Камаз-740 (рис. 3), окончательно очищающий топливо
перед поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в
самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак
проникшего в систему питания воздуха вместе с частью топлива через
клапан-жиклер, установленный в корпусе 1.
Рис. 3. Фильтр тонкой очистки топлива Камаз-740
1 – корпус: 2 – болт; 3 – шайба уплотнительная; 4 – пробка; 5, 6 –
прокладки уплотнительные; .7 – элемент фильтрующий; 8 – колпак; 9 –
пружина фильтрующего элемента; 10 – пробка сливная; 11 – стержень
Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 4) происходит при давлении в
полости 24,5... 44,1 кПа (0,25... 0.45 кгс/см2), а начало перепуска
топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А 196,2...
235,3 кПа (2,0... 2,4 кгс/см2). Регулируется клапан подбором
регулировочных шайб 1 внутри пробки клапана.
Рис. 4. Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива Камаз-740
1 - шайба регулировочная; 2 - пробка клапана; 3-пружина; 4 -
клапан-жиклер
Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392...
1961 кПа (4... 20 кгс/см2) и высокого более 19614 кПа (200 кгс/см2)
давления.
Топливопроводы высокого давления топливной системы изготовлены
из стальных трубок, концы которых выполнены конусообразными, прижаты
накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного
насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы
закреплены скобками и кронштейнами.
Топливный насос ТНВД дизеля Камаз-740
Топливный насос высокого давления (ТНВД) Камаз-740 предназначен для
подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго
дозированных порций топлива под высоким давлением.
В корпусе ТНВД (рис. 5) установлены восемь секций, каждая
состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной втулки 10,
нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную прокладку 18
к втулке плунжера штуцером 20. Плунжер совершает
возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 44 и
пружины 8.
Рис. 5. Топливный насос Камаз-740
1 - корпус; 2, 32 - ролики толкателей; 3, 31 - оси роликов; 4 -втулка
ролика; 5 - пята толкателя; 6 - сухарь; 7 - тарелка пружины толкателя; 8
- пружина толкателя: 9,34,43,45, 51 - шайбы; 10 - втулка поворотная; 11
- плунжер; 12, 13, 46, 55 - кольца уплотнительные; 14 - штифт
установочный; 15 - рейка; 16 - втулка плунжера; 17 - корпус секции; 18 -
прокладка нагнетательного клапана; 19 -клапан нагнетательный; 20 -
штуцер; 21 - фланец корпуса секции; 22 - насос ручной
топливоподкачивающий; 23 - пробка пружины; 24, 48 - прокладки; 25
-корпус насоса низкого давления; 26 - насос топливоподкачивающий низкого
давления; 27 - втулка штока; 28 - пружина толкателя; 29 - толкатель; 30
- винт стопорный; 33, 52 - гайки; 35 - эксцентрик привода насоса низкого
давления; 36, 50 - шпонки; 37 - фланец ведущей шестерни регулятора; 38 -
сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 - шестерня ведущая регулятора; 40
- втулка упорная; 41, 49 - крышки подшипника; 42 - подшипник; 44 - вал
кулачковый; 47 - манжета с пружиной в сборе; 53 - муфта опережения
впрыскивания топлива; 54 - пробка рейки; 56 - клапан перепускной; 57 -
втулка рейки; 58 - ось рычага реек; 59 - прокладки регулировочные
Толкатель от проворачивания в корпусе топливного насоса зафиксирован сухарем 6. Кулачковый вал вращается в роликоподшипниках 42,
установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор
кулачкового вала регулируется прокладками 48. Величина зазора должна
быть не более 0,1 мм.
Для увеличения подачи топлива плунжер 11 поворачивают втулкой 10,
соединенной через ось поводка с рейкой 15 насоса. Рейка перемешается в
направляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54.
С противоположной стороны ТНВД находится винт, регулирующий
подачу топлива всеми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и
запломбирован.
Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к
которому болтом крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в
корпусе оно поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров.
На переднем торце корпуса топливного насоса Камаз-740 и на выходе
топлива из него установлен перепускной клапан 56, открытие которого
происходит при давлении 58,8... 78,5 кПа (0,6... 0,8 кгс/см2). Давление
открытия клапана регулируется подбором регулировочных шайб внутри пробки
клапана. Смазывание насоса циркуляционное, под давлением от обшей
системы смазывания двигателя.
На двигателе с турбонаддувом установлен топливный насос с повышенной энергией впрыскивания, с противодымным корректором и
номинальной цикловой подачей топлива 96 мм3/цикл.
Регулятор частоты вращения ТНВД Камаз-740 всережимный, прямого
действия, изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндр в
зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту.
Регулятор установлен в развале корпуса топливного насоса высокого
давления Камаз-740. На кулачковом валу ТНВД установлена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на которую
передается через резиновые сухари 22. Ведомая шестерня выполнена заодно
с державкой 9 грузов, вращающейся на двух шарикоподшипниках.
При вращении держателя грузы 13, качающиеся на осях 10, под действием
центробежных сил расходятся и через упорный подшипник 11 перемещают
муфту 12. Муфта, упираясь в палец 14, в свою очередь перемещает рычаг 32
муфты грузов.
Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим – через штифт
соединен с рейкой 27. На оси 33 закреплен рычаг 31,
другой конец которого перемещается до упора в регулировочный болт 24
подачи топлива. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через корректор 15.
Рычаг 1 управления подачи топлива (рис. 7) жестко связан с рычагом. К рычагам 20, 31 присоединена пружина 26, к рычагам 25, 30
– стартовая пружина 28. Во время работы регулятора в определенном режиме
центробежные силы грузов уравновешены усилием пружины 26.
Рис. 7. Крышка регулятора частоты вращения Камаз-740
1 -рычаг управления регулятором подачи топлива; 2 - болт ограничения
минимальной частоты вращения; 3 - рычаг останова; 4 - пробка заливного
отверстия; 5 - болт регулировки пусковой подачи; 6 - болт ограничения
хода рычага останова; 7 - болт ограничения максимальной частоты
вращения; I - работа; II - выключено
При увеличении частоты вращения коленчатого вала регулятора, преодолевая
сопротивление пружины 26, грузы перемещают рычаг 32 регулятора – подача топлива уменьшается.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала центробежная сила
грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса под
действием усилия пружины перемешается в обратном направлении—подача
топлива и частота вращения коленчатого вала увеличиваются.
Подача топлива выключается поворотом рычага 3 останова (см. рис. 7) до
упора в болт 6, при этом рычаг 3, преодолев усилие пружины, через штифт 29 повернет рычаги 31 и 32; рейка переместится до
полного выключения подачи топлива.
При снятии усилия с рычага останова под действием пружины рычаг
возвратится в рабочее положение, а стартовая пружина 16 через рычаг 30
вернет рейку топливного насоса в положение максимальной подачи топлива,
необходимой для пуска.
Топливный насос низкого давления и топливоподкачивающий насос Камаз-740
Насос топливный низкого давления Камаз-740 поршневого типа предназначен
для подачи топлива от бака через фильтр грубой и тонкой очистки к
впускной полости насоса высокого давления. Насос установлен на задней
крышке регулятора.
В корпусе 25 (см. рис. 5) установлены поршень, пружина поршня, втулка 27
штока и шток толкателя, во фланце корпуса – впускной клапан и пружина
клапана. Эксцентрик кулачкового вала через ролик 32, толкатель 29 и шток
сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное
движение.
Схема работы насоса низкого давления показана на рис. 8.
При опускании толкателя поршень 10 под действием пружины 4 движется
вниз. В полости А всасывания создается разрежение, и впускной клапан 1,
сжимая пружину 2, пропускает в полость топливо.
Рис. 8. Схема работы топливного насоса низкого давления и ручного
топливоподкачивающего насоса Камаз-740
1 - клапан впускной; 2, 4, 5, 9 - пружины; 3 - поршень ручного
топливоподкачивающего насоса; 6 - толкатель; 7 -эксцентрик; 8 - клапан
нагнетательный; 10 - поршень; А - полость всасывания; В - полость
нагнетающая: С -подача к топливному насосу; Е -подача от
фильтра грубой очистки топлива
Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости В,
вытесняется в магистраль, минуя нагнетательный клапан 8, соединенный
каналами с обеими полостями. В свободном положении нагнетательный клапан
закрывает канал всасывающей полости.
При движении поршня 10 вверх топливо, заполнившее всасывающую полость,
через нагнетательный клапан 8 поступает в полость В под поршнем, при
этом впускной клапан 1 закрывается.
При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не совершает
полного хода вслед за толкателем, а остается в положении, которое
определяется равновесием сил от давления топлива с одной стороны, от
усилия пружины – с другой стороны.
Топливоподкачивающим ручным насосом заполняется система
топливом и удаляется воздух из нее. Насос поршневого типа закреплен на
фланце топливного насоса низкого давления с уплотнительной медной
шайбой.
Топливоподкачивающий насос Камаз-740 состоит из корпуса, поршня,
цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелки и уплотнения.
Систему питания прокачивают движением рукоятки со штоком и
поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом
пространстве создается разрежение.
Впускной клапан 1, сжимая пружину 2, открывается, и топливо поступает в
полость А топливного насоса низкого давления. При движении рукоятки вниз
нагнетательный клапан 8 открывается, и топливо под давлением поступает в
нагнетательную магистраль.
После прокачки рукоятку наверните на верхний резьбовой хвостовик
цилиндра. При этом поршень прижмется к резиновой прокладке, уплотнив
всасывающую полость топливного насоса низкого давления.
Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива Камаз-740 (рис. 9)
изменяет начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя.
Рис. 9. Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива Камаз-740
1 - полумуфта ведущая; 2,4 - манжеты; 3 -втулка ведущей полумуфты; 5 -
корпус; 6-прокладки регулировочные; 7 - стакан пружины; 8 - пружина; 9,
15 - шайбы; 10 - кольцо; 11 - груз с пальцем; 12 - проставка с осью; 13
- полумуфта ведомая; 14 - кольцо уплотнительное; 16 - ось грузов
Применение муфты обеспечивает оптимальное для рабочего процесса начало
подачи топлива по всему диапазону скоростных режимов. Этим
обеспечивается экономичность и приемлемая жесткость процесса в различных
скоростных режимах работы двигателя.
Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего
конца кулачкового вала топливного насоса шпонкой и гайкой с
шайбой, ведущая полумуфта 1 — на ступице ведомой полумуфты (может
поворачиваться на ней).
Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 3. Грузы 11 качаются на
осях 16, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости,
перпендикулярной оси вращения муфты. Проставка 12 ведущей полумуфты
упирается одним концом в палец груза, другим — в профильный выступ.
Пружина 8 стремится удержать груз на упоре во втулку 3 ведущей
полумуфты.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под
действием центробежных сил расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта
поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового
вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыскивания топлива.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием
пружин сходятся, ведомая полумуфта поворачивается вместе с валом насоса
в сторону, противоположную направлению вращения вала, что вызывает
уменьшение угла опережения подачи топлива.
Форсунка дизеля Камаз-740
Форсунка Камаз-740 (рис. 10) закрытого типа с многодырчатым распылителем
и гидравлически управляемой иглой. Все детали форсунки собраны в корпусе
6.
Рис. 10. Форсунка Камаз-740
1- корпус распылителя; 2-гайка распылителя; 3 - проставка распылителя; 4
- штифты установочные; 5 – штанга форсунки; 6 - корпус форсунки; 7 -
кольцо уплотнительное; 8 - штуцер; 9, 10 –шайбы регулировочные; 11 –
пружина форсунки; 12
К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединены проставка 3 и
корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла. Корпус и игла
распылителя составляют прецизионную пару.
Распылитель имеет четыре сопловых отверстия. Проставка 3 и корпус 1
зафиксированы относительно корпуса штифтами. Пружина 11 одним концом
упирается в штангу 5, которая передает усилие на иглу распылителя,
другим – в упор.
Топливо к форсунке подается под высоким давлением через штуцер
8. Далее по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса 1 распылителя
топливо поступает в полость между корпусом распылителя и иглой и,
отжимая ее, впрыскивается в цилиндр.
Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо
отводится через каналы в корпус форсунки. Форсунка установлена
в головке, цилиндра и закреплена скобой. Торец гайки распылителя
уплотнен от прорыва газов гофрированной шайбой.
Уплотнительное кольцо предохраняет полость между форсункой и головкой
цилиндров от попадания пыли и воды. На двигателе с
турбонаддувом форсунка модели 271 с повышенной пропускной способностью
топлива и диаметром сопловых отверстий 0,32 мм.
Привод управления подачей топлива
двигателя Камаз-740
Привод управления подачей топлива Камаз-740 (рис. 11) механический, с
телескопическим толкателем, состоит из педали, тяг, рычагов и поперечных
валиков. Предусмотрен также ручной привод подачи топлива и останова
двигателя. Педаль 13 подачи топлива связана с рычагом 7 управления
регулятором частоты вращения.
Рис. 11. Привод управления подачей топлива Камаз-740
1 - рукоятка тяги останова двигателя; 2 - рукоятка тяги ручного
управления подачей топлива; 3, 10 -задние рычаги; 4 - тяга рычага
управления регулятором; 5 - ТНВД; 6 - рычаг останова двигателя; 7-рычаг
управления регулятором; 8 - поперечный валик; 9 - задний кронштейн; 11-
телескопическая тяга; 12 - кронштейн педали; 13 - педаль; 14 -
регулировочный болт
Рукоятки тяг дистанционного управления двигателем установлены
в кабине на кронштейне в нижней части панели: левая 2 — для включения
постоянной подачи топлива, связана гибким тросом в защитной оболочке с
рычагом управления регулятором частоты вращения; правая 1 — для останова
двигателя, соединена тросом с рычагом останова двигателя, который
находится на крышке регулятора частоты вращения.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8