________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Смазочная, воздушная и выпускная системы двигателей Камаз-740
Система смазки
дизеля Камаз-740
Система смазки Камаз-740 комбинированная, с «мокрым» картером. Масло под
давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к
подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел, к подшипникам
топливного насоса высокого давления и компрессора. Предусмотрена
пульсирующая подача масла к верхним сферическим опорам штанг толкателей.
Рис. 1. Система смазки двигателя Камаз-740
1 - компрессор; 2 - насос топливный высокого давления; 3 - включатель
гидромуфты; 4 - гидромуфта; 5,12- клапаны предохранительные; 6 - клапан
системы смазывания; 7 - насос масляный; 8 - клапан перепускной
центробежного фильтра; 9 - клапан сливной центробежного фильтра; 10 -
кран включения масляного радиатора; 11 - фильтр центробежный; 13 - лампа
сигнальная засоренности фильтра очистки масла; 14 - клапан перепускной
фильтра очистки масла; 15 - фильтр очистки масла; 16 - маслоприемник; 17
- картер; 18 - магистраль главная; А - в радиатор
Система смазки включает в себя масляный насос,
картер масляный, фильтры – полнопоточный и центробежный,
воздушно-масляный радиатор, масляные каналы в блоке и головках
цилиндров, передней крышке и картере маховика, наружные маслопроводы,
маслозаливную горловину, клапаны для обеспечения нормальной работы
систем и контрольные приборы.
Схема системы смазки показана на рис. 1. Из картера 17 через
маслоприемник 16 масло поступает в нагнетающую и радиаторную секции
масляного насоса 7; из нагнетающей секции через канал в правой стенке
блока оно подается в фильтр 15 очистки масла, где очищается двумя
фильтрующими элементами, затем поступает в главную магистраль 18, откуда
по каналам в блоке и головках цилиндров направляется к коренным
подшипникам коленчатого вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам
штанг толкателей.
К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по
отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со
стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает
опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.
Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картера маховика
масло под давлением поступает к подшипникам: компрессора 1,
через каналы в передней стенке блока – к подшипникам топливного насоса 2
высокого давления.
Предусмотрен отбор масла из главной магистрали для подачи к включателю 3
гидромуфты 4, который установлен на переднем торце блока и управляет
работой гидромуфты привода вентиляторов.
Из радиаторной секции масляного насоса Камаз-740 масло поступает к
центробежному фильтру 11, далее – в радиатор и затем сливается в картер.
При закрытом кране 10 масло из центробежного фильтра через сливной
клапан 9, минуя радиатор, сливается в картер. Остальные детали и
сборочные единицы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным
туманом.
Масляный насос Камаз-740 (рис. 2) закреплен на нижней плоскости блока
цилиндров. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло в
главную магистраль двигателя, радиаторная секция – в центробежный фильтр
и радиатор.
В корпусах секций 1 и 5 установлены предохранительные клапаны 11 и 18,
отрегулированные на давление открытия 833,6...931,7 кПа (8,5...9,5
кгс/см2) и предназначенные для ограничения максимального давления на
выходе из секций насоса.
Клапан 14 системы смазки , срабатывающий при давлении
392,4...441,31кПа (4,0...4,5 кгс/см2), предназначен для ограничения
давления в главной магистрали двигателя.
Рис. 2. Насос масляный Камаз-740
1 - корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции;
3 -проставка; 4 - шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 - корпус
нагнетающей секции; 6 - шестерня ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 -
валик ведущих шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 -
шестерня ведомая радиаторной секции; 11 - клапан предохранительный
радиаторной секции; 12, 15, 17 - пружины клапана; 13, 16 - пробки
клапана; 14 -
клапан системы смазывания; 18 - клапан предохранительный нагнетающей
секции
Фильтр очистки масла Камаз-740 (рис. 3), установленный на правой стороне
блока цилиндров, состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных
фильтрующих элементов 23.
В корпусе фильтра установлен перепускной клапан 16 с
сигнализатором засоренности фильтроэлементов. Сигнальная лампа
засоренности фильтроэлементов расположена на щитке приборов в кабине.
Допускается свечение или мигание лампы при пуске и прогреве двигателя.
При постоянном свечении лампы на прогретом двигателе замените
фильтрующие элементы. В корпусе фильтра установлены датчики
давления масла и сигнализации о недопустимом понижении [менее 68,7 kПа
(0,7 кгс/см2)] давления масла в главной магистрали.
Перепускной клапан перепускает неочищенное масло в главную магистраль,
минуя фильтрующий элемент, при низкой температуре масла или значительном
засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах
245,8... 294,2 кПа (2,5... 3,0 кгс/см2).
Рис. 3. Фильтр очистки масла Камаз-740
1 – стержень; 2 - кольцо стопорное; 3, 7 - шайбы; 4 - кольцо
уплотнительное; 5 -пружина колпака; 6 - чашка уплотнительная; 8 –
пружина перепускного клапана; 9 - винт сигнализатора; 10 - пробка
перепускного клапана; 11, 18, 20, 26-прокладки; 12 - шайба
регулировочная; 13 - корпус сигнализатора; 14 - контакт подвижный
сигнализатора; 15 - пружина контакта сигнализатора; 16 - клапан
перепускной; 17- пробка; 19 - корпус фильтра; 21 - втулка корпуса;
22 - кольцо уплотнительное; 23 - элемент фильтрующий; 24 - колпак; 25 -
пробка сливная
Фильтр Камаз-740 центробежный масляный (рис. 4) – с активно-реактивным
приводом ротора, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой
стороны двигателя.
Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение струёй масла, вытекающей
из тангенциальной щели в оси ротора, а также реактивными силами,
возникающими при входе масла в тангенциальные каналы ротора.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под
давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием
центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака
ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в
оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или через
сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 49,0...
68,7 кПа (0,5... 0,7 кгс/см2), в картер двигателя.
Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра Камаз-740,
отрегулирован на давление 588,4.. .637,5 kПa (6,0... 6,5 кгс/см2).
Рис.4. Центробежный масляный фильтр Камаз-740
1 - корпус; 2 -колпак ротора; 3-ротор; 4- колпак фильтра; 5 - гайка
крепления колпака ротора; 6 – подшипник шариковый упорный; 7 – шайба
упорная; 8 - гайка крепления ротора; 9 - гайка крепления колпака
фильтра; 10 - втулка верхняя ротора; 11 - ось ротора; 12 - экран; 13 -
втулка нижняя ротора; 14 - палец стопора; 15 - пластина стопора; 16 -
пружина стопора; 17 - трубка отвода масла
Чтобы не нарушить балансировку ротора при обслуживании фильтра, на
роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его
сборке.
Картер масляный - стальной штампованный закреплен на нижней
плоскости блока цилиндров болтами. Между картером и блоком установлена
резино-пробковая прокладка для обеспечения герметичности соединения.
В нижней части картера имеется сливная пробка. Радиатор
воздушно-масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного
охлаждения, установлен перед радиатором системы охлаждения Камаз-740.
Воздушная система и система выпуска
газов дизеля Камаз-740
Воздушная система Камаз-740 предназначена для забора воздуха из
атмосферы, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Схема
воздушной системы изображена на рис.5. Атмосферный воздух
засасывается: в цилиндры двигателя, проходя через воздухоочиститель 25.
Рис. 5. Воздушная система и система выпуска газов Камаз-740
1 - трубка сапуна газоотводящая; 2 - сапун; 3 - трубка маслосливная
сапуна; 4 - воздухопровод впускной двигателя; 5 - воздухоочиститель; 6 -
коллектор выпускной; 7 - патрубок выпускной; 8 - глушитель; I - воздух
из атмосферы; II - очищенный воздух; III - картерные газы; 1V -
отработавшие
газы
Очищенный воздух распределяется впускными коллекторами по цилиндрам
двигателя и участвует в сгорании в составе рабочей смеси. Отработавшие
газы проходят по выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и
через глушитель выбрасываются в атмосферу.
Газы, проникшие в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра
и поршневыми кольцами, удаляются в атмосферу через патрубок и
вытяжную трубку за счет избыточного давления.
На рис. 6 изображены воздушные системы, применяемые на
различных моделях автомобилей Камского автозавода. Забор воздуха в
двигатель осуществляется через воздухозаборник.
Рис. 6. Схема систем забора воздуха автомобилей Камаз
а - Камаз-5320 и 55102, b - Камаз-53212, 5410 и 54112, с - Камаз-55111,
1 - колпак; 2 - труба воздухозаборника; 3 - уплотнитель: 4 -
воздухоочиститель; 5
- кронштейн (стрелками указаны места, подлежащие контролю герметичности
при обслуживании системы)
В воздушной системе между трубой воздухозаборника и
воздухопроводами, закрепленными на двигателе, предусмотрен уплотнитель —
гофрированный резиновый патрубок, внутрь которого вставлен нажимной
диск, служащий опорой для распорной пружины. Последняя обеспечивает
герметичность соединения уплотнителя с трубой воздухозаборника при
транспортном положении кабины.
Воздухоочиститель воздушной системы (рис. 6, а) автомобилей Камаз-5320 и
Камаз-55102 прикреплен к левому лонжерону рамы. На остальных
автомобилях (рис. 6, b и с) воздухоочиститель закреплен на кронштейне 5.
Воздухоочиститель - сухого типа, двухступенчатый. Первая ступень
центробежная — моноциклон со сбором отсепарированной пыли в
бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.
Воздухоочиститель (рис. 7) состоит из корпуса 8, фильтрующего
элемента 5, крышки 1, прикрепленной к корпусу четырьмя защелками.
Рис. 7. Воздухоочиститель Камаз-740
1 - крышка; 2 - прокладка крышки; 3 - корпус; 4 - пылеотбойник; 5 -
элемент фильтрующий; 6 - гайка фильтрующего элемента
Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 2. Во внутренней
полости крышки установлена перегородка с щелью и заглушкой, которая
образует полость сбора пыли (бункер). На входном патрубке
воздухоочистителя имеется пылеотбойник 4. Фильтрующий элемент крепится в
корпусе
самоконтрящейся гайкой 6.
Установка воздухоочистителей Камаз-740
а) с кабинами без спального места; б) с кабинами со спальным местом;
1-кронштейн; 2-воздухоочиститель; 3-упор пружины; 4-уплотнитель; 5-
распорная пружина; 6-нажимной диск; 7-переходник; 8-труба; 9-колпак
воздухозаборника; 10-кабина; 11 -соединительный патрубок впускного
коллектора; 12-устройство «Зима-лето»;
Засасываемый воздух через входной патрубок поступает в фильтр.
Пылеотбойник создает вращательное движение потока воздуха в
кольцевом зазоре между корпусом и фильтроэлементом, за счет действия
центробежных сил частицы пыли отбрасываются к стене корпуса и
собираются в бункере через щель в перегородке.
Затем предварительно очищенный воздух проходит через фильтрующий
элемент, где происходит его окончательная очистка. Для очистки бункера
от
пыли снять крышку, вынуть заглушку из отверстия в перегородке, удалить
пыль и вытереть бункер.
Крышку следует устанавливать так, чтобы стрелка, выполненная на днище,
была направлена вверх при горизонтальном расположении фильтра
(автомобили Камаз-55111, Камаз-5410, Камаз-54112).
Чистый воздух из воздухоочистителя поступает к впускным
коллекторам двигателя. Для повышения эффективности очистки воздуха,
поступающего в двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента
предусмотрена установка в воздухоочиститель предочистителя (рис. 8).
Рис. 8. Установка предочистителя Камаз-740
1 - шнурки стягивающие; 2 - предочиститель; 3 - элемент фильтрующий
Предочиститель представляет собой оболочку из нетканого
фильтрующего полотна, которая надевается на фильтроэлемент перед
установкой его в корпус фильтра.
Воздухопроводы впускные закреплены на боковых поверхностях
головок цилиндров со стороны развала болтами через уплотнительные
паронитовые прокладки и соединены с впускными каналами головок
цилиндров.
Впускные воздухопроводы левой и правой половин блока соединены
между собой соединительным патрубком. Патрубок закреплен на
фланцах воздухопроводов болтами. Соединения патрубка с впускными
воздухопроводами уплотнены резиновыми прокладками.
Воздушная система двигателя Камаз-7403 отличается от двигателя Камаз-740
установкой воздухоочистителя, конструкцией воздухопроводов,
впускных коллекторов и патрубков.
Чистый воздух из воздухоочистителя через тройник поступает к двум
центробежным компрессорам и под избыточным давлением 70 кПа (0,7
кгс/см2) в
режиме максимальной мощности подается через впускные коллекторы в
цилиндры.
Соединение тройника подвода воздуха с компрессорами и компрессоров
с впускными коллекторами обеспечивается резиновыми патрубками
и шлангами, которые стянуты хомутами.
Индикатор засоренности воздухоочистителя (рис. 9) установлен
на панели приборов и резиновым шлангом соединяется с впускным
коллектором двигателя.
Рис. 9. Индикатор засоренности воздухоочистителя Камаз-740
1 - диск; 2 - барабан сигнальный
При достижении во впускных коллекторах двигателя предельного разрежения
6,86 кПа (0,07 кгс/см2) индикатор срабатывает — красный участок
барабана закрывает окно индикатора и остается в таком положении после
останова двигателя. Это свидетельствует о необходимости обслуживания
воздухоочистителя.
Система выпуска отработанных газов
дизеля Камаз-740
Система выпуска отработанных газов Камаз-740 (рис. 10) предназначена для
выброса в атмосферу отработавших газов.
Рис. 10. Система выпуска отработавших газов Камаз-740
1 – соединительные патрубки; 2 – натяжные фланцы; 3 – турбокомпрессоры;
4, 8 – трубы выпуска отработавших газов; 5 – глушитель; 6 – кронштейны
крепления глушителя; 7 – лонжерон рамы
Система выпуска газов состоит из двух выпускных коллекторов 9,
двух приемных труб 7 и 8, гибкого металлического рукава 5, глушителя 1.
Каждый выпускной коллектор обслуживает ряд цилиндров и крепится к блоку
цилиндров тремя болтами. Коллекторы соединены с головками
цилиндров патрубками. Разъемное выполнение соединения
коллектор—патрубок—головка позволяет компенсировать тепловые деформации,
возникающие при работе двигателя.
Приемные трубы объединены тройником и соединены с глушителем
гибким металлическим рукавом, который компенсирует погрешности
сборки и температурные деформации деталей системы. В каждой приемной
трубе установлена заслонка вспомогательной моторной тормозной
системы.
Глушитель шума выпуска (рис. 11) активно-реактивный,
неразборной конструкции. Активный глушитель работает по принципу
преобразования звуковой энергии в тепловую, что осуществляется
установкой на пути газов перфорированных перегородок, в отверстиях
которых
поток газов дробится и пульсация затухает.
Рис. 11. Глушитель Камаз-740 шума выпуска
1 - труба перфорированная; 2 - фланец упорный; 3 - фланец натяжной; 4
-стенка передняя; 5 - корпус; 6 - патрубок выпускной; 7 -стенка задняя
В реактивном глушителе используется принцип акустической
фильтрации звука. Этот глушитель представляет собой ряд акустических
камер, соединенных последовательно.
На выпускном патрубке глушителя автомобиля-самосвала Камаз-55111
установлена выпускная труба 2 (рис. 12), предназначенная для обогрева
платформы отработавшими газа в холодное время года.
Рис. 12. Системы выпуска отработавших газов автомобиля-самосвала
Камаз-55111
1 - заглушка; 2 - труба выпускная глушителя; 3 - глушитель; 4 - патрубок
выпускной; 1-снять зимой; II - установить зимой
При эксплуатации автомобиля-самосвала Камаз-55111 в холодное время года
для обогрева платформы снимите заглушку с вертикальной трубы
глушителя и установите ее между патрубком тройника и выпускным
патрубком. В теплое время года установите заглушку на вертикальную трубу
глушителя, сняв ее с патрубка тройника.
Турбонаддув
дизельного двигателя Камаз-740
Система турбонаддува состоит из двух взаимозаменяемых
турбокомпрессоров, компрессоров, впускных и выпускных коллекторов и
патрубков.
Турбокомпрессор Камаз-740 установлен на выпускных коллекторах по одному
на каждый ряд цилиндров. Уплотнение газовых стыков между
установочными фланцами турбокомпрессоров и коллекторами осуществляется
прокладками из жаропрочной стали.
Труба выпуска отработавших газов крепится к турбокомпрессору с
помощью натяжных фланцев, а герметичность соединений
обеспечивается асбостальной прокладкой. Подшипники турбокомпрессора
смазываются от системы смазывания двигателя.
Турбокомпрессор ТКР 7 (рис. 13) – агрегат, объединяющий
центростремительную турбину и центробежный компрессор. Турбина
преобразовывает энергию газов в работу сжатия воздуха компрессором.
Рис. 13. Турбокомпрессор Камаз-740 (ТКР 7)
1 - подшипник; 2 - экран; 3-корпус компрессора; 4 - диффузор; 5, 19 -
кольцо уплотнительное; 6 - гайка; 7 - маслоотражатель; 8 -колесо
компрессора; 9 -
экран маслосбрасывающий; 10, 18 - крышки; 11 - корпус подшипника; 12 -
фиксатор; 13 -переходник; 14 - прокладка асбостальная; 15 - экран
турбины;
16 - колесо турбины; 17 - корпус турбины
Вращающаяся часть турбокомпрессора – ротор – состоит из колеса
16 (см. рис. 13) турбины с валом, колеса 8 компрессора и
маслоотражателя 7, закрепляемых на валу гайкой 6.
Ротор турбокомпрессора Камаз-740 вращается в подшипнике 1,
представляющем собой плавающую невращающуюся моновтулку, удерживается от
осевого и радиального перемещений фиксатором 12, который вместе с
переходником 13 является маслоподводящим каналом.
В корпусе 11 подшипника устанавливаются стальные крышки 10 и 18 и
маслосбрасывающий экран 9, который вместе с невращающимися упругими
разрезными уплотнительными кольцами 5 предотвращает течь масла из
полости корпуса подшипника.
Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипника с
помощью болтов и планок. Для уменьшения теплопередачи от корпуса
турбины турбокомпрессора к корпусу подшипника между ними
установлен чугунный экран 15 турбины и асбостальная прокладка 14.
Диффузор 4 и экран 2 образуют канал, по которому воздух после сжатия в
колесе подается во внутреннюю полость корпуса.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8