________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________________
Конструкция дизельного двигателя Камаз-740
На автомобилях Камаз устанавливают
восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные двигатели (дизель)
Камаз-740 с жидкостным охлаждением. Устройство двигателя Камаз-740
представлено на рисунке.
Дизельный двигатель Камаз-740
1 — маховик; 2 — масляный поддон картера; 3—выпускной коллектор; 4—блок
цилиндров; 5—гильза цилиндра; 6 — поршень; 7 — коленчатый вал; 8—
поршневой палец; 9 — шатун; 10—крышка первой опоры коленчатого вала;
11—масляный насос; 12 — передний выносной противовес коленчатого вала;
13 — валик привода гидромуфты; 14 — шкив гидромуфты привода генератора;
15 — гидромуфта; 16 — ремень привода генератора и водяного насоса; 17-
распределительный вал; 18 — толкатель; 19— включатель гидромуфты; 20 —
штанга толкателя; 21 — фильтр центробежной очистки масла; 22 — впускной
клапан; 23 — генератор; 24 — коромысло клапана; 25 — правый впускной
коллектор; 26 — топливный насос высокого давления; 27—ручной
топливоподкачивающий насос; 28— свеча электрофакельного пускового
устройства; 29— компрессор; 30 — крышка головки цилиндра; 31— головка
цилиндра; 32— патрубок впускных коллекторов; 33 — насос гидроусилителя;
34 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 36 — шестерня
распределительного вала; 36 — блок промежуточных шестерен; 37 — ведущая
шестерня коленчатого вала
Особенности устройства и
характеристика двигателя Камаз-740
Конструкция дизельного двигателя по сравнению с существующими
дизелями обладает рядом преимуществ. Дизель
имеет относительно небольшие габаритные размеры и меньшую массу по
сравнению с двигателем ЯМЗ-238, у него более высокая частота вращения
коленчатого вала.
Цилиндры двигателя расположены в два ряда с углом развала
между ними 90°.
Это позволило сократить габариты двигателя. В передней части блока
цилиндров соосно с коленчатым валом установлена гидромуфта привода
вентилятора. С правой стороны блока крепятся фильтр центробежной очистки
масла, два масляных фильтра тонкой очистки. Здесь же расположены
маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне
картера двигателя.
Двигатель Камаз-740 имеет с левой стороны в нижней части блока цилиндров
установленный электростартер.
С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров дизеля
крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней — впускные
трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубам крепятся
два фильтра тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих
труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.
Общий вид двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач
(силовой агрегат) показан на рисунке.
Двигатель состоит из шатунно-кривошипного механизма и
механизма газораспределения, систем смазки, охлаждения, подогрева,
питания топливом, воздухом и выпуска отработавших газов.
У дизеля Камаз-740 есть пространство в развале между цилиндрами, которое
используется для размещения распределительного вала, привода к клапанам,
топливного насоса высокого давления, насоса гидроусилителя рулевого
управления, компрессора для подачи сжатого воздуха в тормозные системы
автомобиля.
В выпускных трубах дизеля установлены подвижные заслонки,
позволяющие перекрывать выход воздуха из цилиндров при автоматическом
отключении подачи топлива.
Такая конструкция вспомогательного тормоза позволяет использовать
компрессию двигателя для торможения автомобиля на спусках.
Вспомогательная тормозная система значительно снижает нагрузку на
тормозные механизмы автомобиля и увеличивает срок их службы.
Техническое обслуживание двигателя Камаз-740 в процессе его эксплуатации
облегчено благодаря применению закрытой системы охлаждения.
Высокие пусковые качества при низких температурах
воздуха обеспечиваются применением мощного стартера, аккумуляторных
батарей повышенной емкости, маловязкого моторного масла и пускового
подогревателя.
Техническая характеристика дизеля
Камаз-740
Тип - четырехтактный с воспламенением от сжатия
Число цилиндров - 8
Расположение цилиндров - V-образное, угол развала 90 °
Порядок работы цилиндров - 1—5— 4—2—6—3—7—8
Направление вращения коленчатого вала - правое
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм - 120x120
Рабочий объем, л - 10,85
Степень сжатия - 17
Гарантируемая мощность, кВт (л. с.) - 154,4(210)
Максимальный крутящий момент, Н/ м (кгс/м) - 650 (65)
Частота вращения коленчатого вала, мин:
- при гарантируемой мощности – 2600
- при максимальном крутящем моменте, мин - 1600...1800
- на холостом ходу, не более:
- минимальная - 600
- максимальная - 2930
Удельный расход топлива, г/л. с./ч (по
скоростной характеристике):
- Минимальный - 165
- Максимальный - 178
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана - 13°
закрытие впускного клапана - 49°
открытие выпускного клапана - 66°
закрытие выпускного клапана - 10°
Число клапанов на цилиндре - один впускной и один выпускной
Давление масла в прогретом двигателе, МПа
(кгс/см2), при частоте вращения коленчатого вала:
- Номинальной - 0,40...0,55 (4,0...5,5)
- минимальной холостого хода, не менее - 0,1 (1)
Масса силового агрегата, кг - 1120
Масса не заправленного двигателя, кг – 730
Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты
форсированием двигателя по частоте вращения, применением
совершенного смесеобразования, высокой степени сжатий и использованием
тороидальной камеры сгорания.
Трудоемкость технического обслуживания дизеля Камаз-740 в процессе
эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы
охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью»
высококачественных моторных масел, двухступенчатого воздухоочистителя
сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.
Высокие пусковые качества при низких температурах
обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости,
мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового
разогрева двигателя.
Привод агрегатов осуществляется шестернями, имеющими
прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы механизма
газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и
насоса гидроусилителя руля автомобиля.
Механизм газораспределения (ГРМ) Камаз-740 приводится в действие от
ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок
промежуточных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом
роликовом подшипнике, расположенном на оси, закрепленной на заднем торце
блока цилиндров.
Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое
расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.
Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода насоса увеличенной
размерности. Поэтому вал привода ТНВД двигателей 740.10 и 7403.10 не
взаимозаменяем с валом привода двигателей Камаз 740.11; 740.13 и 740.14.
Шестерни устанавливаются в строго определенном
положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях.
Двигатель Камаз-740 также имеет привод ТНВД, который существляется от
шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.
Вращение от вала к насосу передается через ведущую и ведомую полумуфты с
упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов
ТНВД и шестерни.
С шестерней привода топливного насоса находятся в зацеплении
шестерни привода пневмокомпрессора и насоса гидроусилителя руля.
Привод агрегатов дизеля закрыт картером маховика, закрепленным
на заднем торце блока цилиндров. Справа на картере размещен фиксатор
маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива
и регулирования тепловых зазоров в механизме
газораспределения.
Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В
нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае
фиксатор находится в зацеплении с маховиком.
В верхней части картера маховика есть
расточки, в которые устанавливаются
пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8