________________________________________________________________

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

___________________________________________________________________________

Электрооборудование и разборка дизеля Д-260

Электрооборудование и система пуска дизельного двигателя Д-260

Из агрегатов электрооборудования на дизеле устанавливается генератор Г964.3701-1 или Г964.3701-1-2 мощностью 1000 Вт и номинальным напряжением 14В. На дизеле предусмотрена также установка генератора Г994.3701-1 номинальным напряжением 28В и мощностью 1000 Вт.

Генератор представляет собой бесконтактную пятифазную одноименно полюсную электрическую машину с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения. Привод генератора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Передаточное отношение привода генератора – 2,18.

Пусковое устройство дизеля Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ состоит из электрического стартера 20.3708 или СТ142Н номинальным напряжением 24В, мощностью 6 кВт. На дизелях Д-260.9 и Д-260.14 предусмотрена также установка стартера СТ-142М номинальным напряжением 12В и мощностью 3,5 кВт.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешенным возбуждением с электромагнитным реле и механизмом привода.

Для обеспечения пуска при низких температурах окружающего воздуха конструкция двигателя предусматривает возможность использования пускового приспособления аэрозольного для впрыска легковоспламеняющейся жидкости. Для этого впускной коллектор имеет отверстие К1/8" под установку форсунки пускового приспособления.

Проверка стартера и генератора дизеля Д-260

Через каждые 2000 часов работы дизеля снимите стартер с дизеля, очистите наружную поверхность стартера и тягового реле от пыли и грязи. Снимите защитный колпак и проверьте состояние коллектора, щеток и контактной системы реле стартера.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. При износе щеток до высоты 10 мм, а также при наличии сколов замените их новыми.

Если коллектор стартера Д-260 загрязнен, протрите его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При подгаре коллектора зачистите его мелкозернистой наждачной бумагой или проточите на станке. Для проверки контактов электромагнитного реле снимите крышку.

Если контактные болты и диск подгорели, зачистите их мелкозернистой наждачной бумагой или напильником с мелкой насечкой, не нарушая при этом параллельности контактных поверхностей. При большом износе контактных болтов в местах их соприкосновения с контактным диском разверните болты на 180 градусов, а контактный диск переверните другой стороной.

Проверьте состояние зубьев шестерни привода стартера, упорных полуколец и венца маховика дизеля. Смажьте все трущиеся части стартера моторным маслом. При необходимости произведите регулировку зазора между торцем шестерни привода и упорными полукольцами, который должен быть в пределах 2...4 мм при включенном положении якоря реле.

Для регулировки зазора ослабьте контргайку и поворотом эксцентриковой оси рычага установите зазор 3-1 мм, заверните контргайку.

В процессе эксплуатации дизеля Д-260 погрузчиков Амкодор, тракторов МТЗ, автобусов МАЗ специального обслуживания генератора не требуется.

Посезонная регулировка напряжения генератора осуществляется винтом регулировки напряжения "Зима-Лето", расположенном на задней стенке генератора. Во время эксплуатации следите за надежностью крепления генератора и проводов, а также за чистотой наружной поверхности и клемм.

Исправность генератора двигателя Д-260 ММЗ проверяйте по контрольной лампе и амперметру, установленным на щитке приборов трактора МТЗ-1221. Если генератор исправный, контрольная лампа загорается при включении включателя "массы" перед пуском дизеля.

После пуска дизеля и при работе его на средней частоте вращения контрольная лампа гаснет, а амперметр должен показывать некоторый зарядный ток, величина которого падает по мере восстановления зарядки батареи.

Основные указания по разборке и сборке дизеля ММЗ Д-260

Поршни в сборе с шатунами при разборке дизеля вынимайте только вверх. Перед выемкой поршней удалите нагар с верхней части гильзы цилиндров. При замене деталей гильзо-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма обращайте внимание на размерные группы деталей.

Гильзы цилиндров по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные группы (Б, С, М) в соответствии с таблицей. Обозначение групп наносится на заходном конусе гильзы и на днище поршня.

Маркировка групп    Диаметр гильзы, мм     Диаметр юбки поршня, мм
Б                           110+0,06                          110-0,05
С                             110+0,04                        110-0,07
М                          110+0,02                          110-0,09

В комплект на один дизель подбирайте поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г на один дизель. Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготавливаются двух номинальных размеров:

Обозначение номинала вкладышей       Диаметр шейки вала (коренной/шатунной), мм
1Н                                                 85,25-0,085 / 73,00-0,100
2Н                                                 85,00-0,085 / 72,75-0,100

Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:
"2К" - коренные шейки второго номинала;
"2Ш" - шатунные шейки второго номинала;
"2КШ" - шатунные и коренные шейки второго номинала.

На каждый поршень двигателя Д-260 ММЗ устанавливаются верхнее компрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.

Компрессионные кольца на торцевой поверхности у замка имеют маркировку “ТОР”, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца. Замки поршневых колец располагайте на равном расстоянии по окружности

Рис.1 - Схема установки шестерен распределения ГРМ Д-260

1-шестерня коленчатого вала; 2 - промежуточная шестерня; 3- шестерня привода топливного насоса; 4 - шестерня распределительного вала; 5- шестерня привода масляного насоса

Установку шестерен распределения производите по имеющимся на них меткам. Метки на промежуточной шестерне должны совмещаться с соответствующими метками шестерен коленчатого и распределительного валов и шестерни привода топливного насоса в соответствии с рисунком 1.

Шестерню привода масляного насоса устанавливайте нагретой до температуры 150…200С, после совмещения всех меток. При установке прокладки головки цилиндров замените фторопластовые кольца.

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________