Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

________________________________________________________________

Система смазки дизеля ЯМЗ-240

Система смазки предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа.

Смазочная система дизеля ЯМЗ-240 схематично показана на рисунке 13.

При работе двигателя секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора.

От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам.

От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распредвала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).

Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12.

Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатунно-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распредвала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон.

Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрессора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам.

Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленвала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.

Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с паспортными данными.



Масляный насос ЯМЗ-240 — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой, в которой выполнено общее впускное отверстие.

При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353-358К (80-85С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин.

Боковой зазор между зубьями шестерни, привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25-0,37 мм.

Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.

Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).



Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.

При работе дизеля ЯМЗ-240Б масло из насоса через канал в корпусе 1 поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль.

В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны.

При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо.

В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается.

При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты.

При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет.

При превышении расчетного давления в системе дизеля ЯМЗ-240Б масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22.

Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-240 - однороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу.

Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра.

Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9, а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор.

Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.



Маслозакачивающий насос - односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1.

Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере двигателя ЯМЗ-240Б.

Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса.

В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1-1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания.

При температуре масла 323-328К (50-55С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________