________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
______________________________________________________________
Маховик и коленвал ЯМЗ-240
Коленчатые валы
двс ЯМЗ-240 изготовляют штамповкой из стали. Шейки вала закалены
токами высокой частоты.
В щеках вала просверлены каналы для подвода масла к полостям в
шатунных шейках. В этих полостях (они закрыты заглушками) масло
подвергается дополнительной центробежной очистке.
Коленвал дизеля ЯМЗ-240 имеет семь коренных опорных и шесть шатунных
шеек. Кривошипы вала расположены в трех плоскостях под углом 120
одна к другой.
На одном конце вала установлен гаситель крутильных колебаний, на
другом — маховик. На опорных шейках выполнены беговые дорожки,
служащие
внутренними кольцами для однорядных подшипников качения с короткими
цилиндрическими роликами.
Наружные кольца подшипников запрессованы в расточки блок-картера. Их
осевые перемещения ограничены стопорными кольцами.
При износе опорных и шатунных шеек вал перешлифовывают на следующий
ремонтный размер, роликовые подшипники и шатунные вкладыши заменяют.
В осевом направлении коленвал фиксируют двумя бронзовыми кольцами 3
и 15 (рис. 4), установленными в корпусе 10 упорного подшипника.
Последний
крепят к переднему торцу блок-картера 11.
Гаситель крутильных колебаний предназначен для уменьшения колебаний,
возникающих при совпадении частоты собственных колебаний вала с
частотой
вспышек в цилиндрах. Гаситель поглощает энергию колебаний за счет
сил трения.
Он состоит из корпуса 4, бронзовой втулки 5, ступицы 2 и диска 8.
Зазоры между диском и корпусом заполнены вязкой
полиметилсилоксановой жидкостью.
Эту жидкость заправляют через два отверстия, после чего их закрывают
пробками и запаивают. Неисправный гаситель не только не снижает
крутильные
колебания, но и создает момент инерции, дополнительно нагружающий
вал.
В расточке передней крышки корпуса двс ЯМЗ-240 установлен механизм
привода (рис. 5) следующих вспомогательных агрегатов: вентилятора
системы
охлаждения, компрессора пневмосистемы и генератора системы
электрооборудования.
В этом механизме крутящий момент от носка коленчатого вала
передается на ступицу 4 через ступицу 17, валик 3, приводной вал 15
и сегментную шпонку 8.
К ступице 4 крепят шкив клиноременной передачи.
Смазочный материал к шлицам соединительного валика и к подшипникам
11 и 14 поступает через калиброванное отверстие А в пробке 18.
При перешлифовке шеек коленвала необходимо обеспечить плавный радиус
перехода (5,95-6 мм) от шеек к щекам без подрезов, прижогов и грубых
рисок;
шероховатость поверхности шеек и радиусов перехода не должна
превышать 0,32 мкм.
Во избежание образования шлифовочных трещин, снижения усталостной
прочности и нарушения балансировки вала запрещается перешлифовывать
шатунные шейки с диаметра 88 мм на 85 мм, а коренные - с диаметра
110 мм на 105 мм.
Маховик предназначен для равномерного вращения коленчатого вала,
вывода поршней из мертвых точек и облегчения пуска двигателя.
Его изготовляют из серого чугуна. Маховик крепят болтами к
специальной ступице, установленной на коническом хвостовике
коленвала.
Ступица насажена с большим натягом, поэтому снимать и устанавливать
ее можно только с помощью специального приспособления; нагревание
ступицы
при этом не допускается.
На обод маховика напрессован зубчатый венец, необходимый для пуска
дизеля стартером и проворачивания коленчатого вала вручную.
Коленвал двс ЯМЗ-240 можно проворачивать также специальным ломиком,
который вставляют в одно из радиальных отверстий в маховике
через нижний лючок его картера.
Венец маховика заменяют, предварительно сняв системы очистки воздуха
и выпуска отработавших газов, капот облицовки,
вентилятор-пылеотделитель
системы вентиляции и отопления кабины, карданный вал коробки
передач, полужесткую муфту и редуктор привода насосов и крышку
переднего люка пола
кабины, а также отсоединив привод подачи топлива и электропроводы от
датчиков ТМ100, ТМ103 (установлены в водяных трубах).
Венец маховика снимают в такой последовательности:
- Отгибают усы замковых пластин болтов крепления маховика.
- Вывертывают болты крепления маховика к ступице.
- Ввертывают два технологических болта в отверстия маховика до упора
в торец ступицы и снимают маховик. (Во избежание перекоса маховика
болты
необходимо вворачивать одновременно.)
- Вывертывают болты крепления и спрессовывают с маховика венец.
Затем маховик очищают от загрязнений и продуктов коррозии, промывают
в дизельном топливе, после чего напрессовывают на него новый венец,
который
закрепляют болтами. Сборку выполняют в последовательности, обратной
разборке.
Коренные и шатунные подшипники коленвала заменяют следующим образом:
- При замене шатунных вкладышей предварительно снимают поддон.
- Для замены коренных подшипников необходимо также снять коленчатый
вал.
- На двс ЯМЗ-240 это связано с демонтажем шатунно-поршневых
комплектов, а также механизмов и деталей, установленных на носке
(привод
вспомогательных агрегатов, гаситель крутильных колебаний, упорный
подшипник) и на хвостовике (маховик, ступица маховика) коленвала.
- При замене подшипников коленчатых валов необходимо следить, чтобы
размеры подшипников соответствовали размерам шеек валов.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8