________________________________________________________________

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

___________________________________________________________________________

Топливная система дизельного двигателя Д-144

Топливная система (система питания) дизеля Д-144 трактора Т-40 служит для подачи в цилиндры дизеля очищенного топлива и воздуха и образования из них смеси в пропорциях, обеспечивающих наилучший процесс горения.

В топливную систему входят: воздухоочиститель, впускной трубопровод, топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос, топливопроводы высокого и низкого давления, система автоматического удаления воздуха.

Схема системы питания дизеля Д-144



Рис. 7. Схема топливной системы двигателя Д-144

1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива (ФГО); 3 — трубка слива топлива в бак; 4 -фильтр тонкой очистки топлива (ФТО); 5 - трубка отвода воздуха; 6 — форсунка; 7 — топливный насос

Система питания (рис. 7) работает следующим образом: очищенный воздухоочистителем воздух по впускному трубопроводу поступает в цилиндры дизеля. Топливо из топливного бака 1 по топливопроводам через фильтр 2 грубой очистки топлива засасывается подкачивающим насосом и нагнетается в фильтр 4 тонкой очистки топлива.

Очищенное топливо поступает в топливный насос и далее по трубкам высокого давления через форсунки 6 в цилиндры дизеля. Избыточное топливо от форсунок по трубке 3 сливается в топливный бак.

Для удаления воздуха из системы питания на фильтре тонкой очистки топлива установлен штуцер, который через трубку 5 соединен с топливным баком. Через этот штуцер на работающем дизеле воздух удаляется автоматически, на неработающем — с помощью насоса ручной прокачки.

Условия работы системы питания двигателя Д-144

Исправно действующая система питания значительно увеличивает продолжительность работы дизеля.

Для обеспечения нормальной работы топливной системы двигателя Д-144 трактора Т-40 необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдать чистоту всех механизмов питания;

- применять топливо, только отстоявшееся и профильтрованное, рекомендуемое заводом;

- своевременно проводить техническое обслуживание топливных фильтров, топливного насоса и топливного бака;

- следить за тем, чтобы не подсасывался воздух и не попадала вода в систему топливоподачи;

- своевременно проводить техническое обслуживание воздухоочистителя

- не допускать работы дизеля при подсосе воздуха через соединения;

- не допускать попадания воды в воздухоочиститель во время мойки;

- во избежание засасывания масла в цилиндры дизеля и увеличенного нагарообразования нельзя допускать заливки более чем 1,05 л масла в поддон воздухоочистителя.

Уровень масла при заливке определяется по верхней кромке меток 7 на масляной ванне (рис. 8);

- во избежание выхода из строя фильтрующего элемента запрещается при пуске дизеля подогревать воздух перед всасывающей трубой при помощи открытого огня (факелом, паяльной лампой и т. п,); выполнять ремонтные работы на собранном воздухоочистителе, связанные с нагревом корпуса или других деталей воздухоочистителя.

Принцип действия основных механизмов системы питания двигателя Д-144

Воздухоочиститель (воздушный фильтр)



Рис. 8. Воздушный фильтр (воздухоочиститель) двигателя Д-144  

1 — инерционная головка (сухоочиститель); 2 — корпус в сборе; 3, 4 — фильтрующие элементы; 5 — кассета с фильтрующими элементами грубой очистки в сборе; 6 — поддон; 7 — метка уровня масла

В воздухоочистителе дизеля (см. рис. 8) воздух очищается, проходя четыре ступени очистки, при этом степень его очистки равна 99,5—99,7 %.

Воздухоочиститель состоит из инерционной головки 1, фильтрующих элементов 3 и 4, кассеты 5 с фильтрующими элементами грубой очистки и масляного поддона 6. В поддоне находится масляная ванна с метками уровня масла. Поддон прикреплен к корпусу замками.

Воздух, пройдя инерционную головку, по центральной трубе поступает в масляную ванну, далее через кассету и фильтрующие элементы по соединительному патрубку во впускной трубопровод, а из него в цилиндры дизеля.

Во время транспортировки фильтрующий элемент грубой очистки из пенополиуретана на трактор не устанавливают. Он уложен в ящик с ЗИП. Перед эксплуатацией трактора необходимо установить фильтрующий элемент в воздухоочиститель.

При сборке следует строго соблюдать порядок установки элементов: верхняя пластина должна быть с мелкими порами (меньшей толщины), а нижняя пластина — с более крупными порами. Кассету с капроновым элементом располагают над масляным поддоном.

Пенополиуретановые пластины промывают путем полоскания и отжатия в бензине, заменяя при этом загрязненное топливо. После промывания их отжимают и сушат. Во избежание «разноса» дизеля запрещается ставить неотжатые пластины.

Эксплуатация дизеля без фильтрующих элементов в воздухоочистителе запрещается.

Топливные фильтры двигателя Д-144 трактора Т-40



Рис. 9. Топливные фильтры двигателя Д-144  

А- грубой очистки; б — тонкой очистки с двухступенчатым фильтрующим элементом; 1 — пробка отверстия для слива отстоя; 2 — колпак; 3 — успокоитель; 4 — корпус фильтра; 5 — болт поворотного угольника; б — уплотнительное кольцо; 7 — нажимное кольцо; 8 — фильтрующий элемент в сборе; 9 — фильтрующий элемент; 10 — специальный болт

Для очистки топлива от механических примесей и отстоя воды на дизеле с левой стороны по ходу размещены топливные фильтры грубой и тонкой очистки (рис. 9). Принцип работы фильтров грубой и тонкой очистки топлива заключается в следующем.

Топливо из бака вследствие разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом, поступает в фильтр грубой очистки и, обтекая коническую поверхность отражателя фильтрующего элемента 8 (рис. 9, а), по зазору между ним и колпаком 2 (стеклянным стаканом) попадает в нижнюю часть колпака под успокоитель, где оседают механические примеси.

Топливо из-под успокоителя поднимается вверх и через сетку поступает в канал корпуса 4 фильтра, а далее по трубке к подкачивающему насосу.

Из подкачивающего насоса топливо под давлением поступает в фильтр тонкой очистки топлива, заполняет пространство между колпаком 2 (рис. 9, б) и фильтрующим элементом 9.

За счет давления, создаваемого подкачивающим насосом, топливо проходит через фильтрующий элемент, где очищается от механических примесей.

Очищенное топливо по каналу в корпусе фильтра и трубке поступает к топливному насосу.

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________