________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
_________________________________________________________________
Система охлаждения ЯМЗ-240
Система
охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и
поддержания оптимального температурного режима работающего
двигателя.
На дизеле ЯМЗ-240НМ2 применена жидкостная циркуляционная система
охлаждения закрытого типа.
Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения
блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор;
вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и
включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.
Водяной насос ЯМЗ-240 (рис. 37) центробежного типа с шестеренным
приводом от коленчатого вала через промежуточную шестерню. Валик 10
насоса установлен на двух шарикоподшипниках, полость которых
уплотнена манжетой 18.
По концам валика размещены крыльчатка 7 и шестерня 24 привода. На
уступ валика
напрессована втулка 17.
Между крыльчаткой и кольцом 16 корпуса расположены упорное кольцо
15, манжета 11 и пружина 14. Полированные поверхности втулки 17 и
кольца 16 образуют подвижное уплотнение, препятствующее попаданию
воды в полость подшипников.
Резиновая манжета 11 снабжена двумя латунными обоймами,
предохраняющими ее от деформации при вращении.
Вода, просачивающаяся через зазор между втулкой и валиком водяного
насоса, сливается
через дренажное отверстие в корпусе. Подшипники насоса смазываются
разбрызгиванием из смазочной системы дизеля.
Расширительный бак предназначен для обеспечения расширения
охлаждающей жидкости при нагревании и сбора выделившихся из нее
воздуха и пара. В него вмонтированы коллектор 16 (см. рис. 36),
пробка 15 заливной горловины и паровоздушный клапан 14.
Расширительный бак установлен на двух кронштейнах радиатора с
амортизаторами. Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух
резиновых колец и четырех стальных шайб.
Гидросистема автоматического управления вентилятором предназначена
для поддержания оптимального теплового состояния двс ЯМЗ-240М2.
Она состоит из гидромуфты, закрепленной на переднем торце
блок-картера, включателя гидромуфты, установленного в правом
водосборном коллекторе дизеля, вентилятора и трубопроводов. Схема
системы и гидромуфты показана на рисунке 39.
Гидромуфта предназначена для управления вентилятором и гашения
инерционных нагрузок в приводе, возникающих при резком изменении
частоты вращения коленчатого вала.
Она состоит из неподвижных (корпус-кронштейн 19, фланец 26,
уплотнительная втулка 27, пружина 25, корпус 17 с наружными обоймами
шарикоподшипников 13 и 15 и манжетой 3), ведущих (шкив 12, ступица
4, вал 14, насосное колесо 16 с кожухом 20) и ведомых (турбинное
колесо 21, ступица 22, вал 8, уплотнительная втулка 1 с тремя
уплотнительными кольцами и ступица 11) частей.
Ведущие части муфты приводятся во вращение ременным приводом от
шкива коленчатого вала. Рабочие колеса имеют различное число лопаток
(насосное — 36, турбинное — 34) для предотвращения резонансных
вибраций.
В ведомом валу 8 выполнены центральное и радиальные сверления для
прохода масла, которое к валу поступает через торцовую
уплотнительную втулку 27, установленную во фланце 26 и прижатую
пружиной 25 к валу 5.
Масло из рабочих полостей колес сливается через одно радиальное
отверстие в кожухе 20 в полость, образованную корпусом-кронштейном
19 и корпусом 17, и далее по трубопроводу в поддон 31 дизеля. К
ступице 11 прикреплена крыльчатка вентилятора.
Шкив гидромуфты ЯМЗ-240 соединен четырьмя клиновыми ремнями с
ведущим шкивом, установленным на носке коленчатого вала. Пятый ручей
шкива гидромуфты используют для привода генератора и
пневмокомпрессора.
Натяжное устройство ремней привода вентилятора установлено на
корпусе-кронштейне
гидромуфты и представляет собой перемещающийся по направляющим с
помощью винта и гайки четырех-ручьевой шкив.
Включатель гидромуфты золотникового типа состоит из корпуса 40 (см.
рис. 39), крышки 38, золотника 41, возвратной пружины 37,
регулировочных шайб 35, гайки 34 и термосилового датчика 33. К
корпусу 40 штуцерами присоединены подводящая и отводящая масляные
трубки.
Принцип действия системы охлаждения. При работе дизеля крыльчатка
насоса 26 (см. рис. 36) засасывает охлаждающую жидкость из нижнего
бака 8 радиатора и нагнетает ее в рубашки и полости охлаждения
цилиндров и их головок.
Нагнетаемая жидкость собирается в выходных коллекторах (трубах) и
направляется через коллектор 16 расширительного бака в верхний бак
11 радиатора.
Далее охлаждающая жидкость по трубкам сердцевины 10 радиатора
возвращается в нижний бак 5, охлаждаясь потоком воздуха, создаваемым
крыльчаткой 12 вентилятора.
Режимы работы системы охлаждения ЯМЗ-240
Прогрев дизеля до 348-353К (75-80С)
В выключателе гидромуфты золотник 41 (см. рис. 39) и шток
термосилового датчика 33 под действием возвратной
пружины 37 занимает нижнее положение.
Правое сверление в корпусе 40, соединенное с подводящим
маслопроводом, перекрыто золотником, и масло не
поступает в гидромуфту.
Вследствие этого крыльчатка вентилятора не вращается, жидкость в
радиаторе не охлаждается, а температура ее в системе по
мере работы дизеля повышается.
Паровоздушный клапан закрыт, и система изолирована от окружающей
среды, что способствует уменьшению потерь
охлаждающей жидкости от испарения и выкипания и позволяет увеличить
скорость циркуляции без опасности кавитации жидкости. На этом режиме
уровень
жидкости в расширительном баке постоянен.
Поддерживание оптимального теплового состояния дизеля (353-373К,
или 80-100С)
На этом режиме охлаждающая жидкость, увеличиваясь в объеме
вследствие интенсивного нагревания, перетекает в расширительный бак,
где накапливаются воздух и пар.
Периодически открывается
паровоздушный
клапан, и пар поступает в окружающую среду.
Во включателе гидромуфты шток термосилового датчика 33 (см. рис. 39)
выдвигается и перемещает золотник
41 в положение, при котором сообщаются подводящая и отводящая
полости в корпусе 40.
Масло подается нагнетающей секцией масляного насоса 32 к корпусу
включателя и через каналы в золотнике поступает к фланцу 26
гидромуфты, а затем
по каналам ведомого 8 и ведущего 14 валов — на лопатки ведущего
колеса 16.
Под действием центробежных сил масло отбрасывается на ведомое
колесо,
вращая его в том же направлении, что и ведущее.
Пройдя между лопатками ведомого колеса, масло снова попадает на
лопатки ведущего. Таким образом,
крутящий момент от одного колеса к другому передается через масляную
среду.
Крутящий момент от ведомого колеса 21 передается через вал 8 и
ступицу 11 крыльчатке вентилятора, создающей при вращении воздушный
поток через
радиатор. Благодаря этому температура охлаждающей жидкости
поддерживается в оптимальном интервале.
Проскальзывание ведомого колеса
относительно ведущего вследствие разности их частот вращения
увеличивается при уменьшении частоты вращения ведущего колеса и
уменьшается до 2 %
при ее увеличении до максимального значения холостого хода.
Вследствие проскальзывания колес обеспечивается плавность разгона, а
также
постепенность возрастания нагрузки на вентилятор и гашения резких
колебаний. Выделяемая при проскальзывании теплота отводится
протекающим через
муфту маслом.
Остановка и охлаждение дизеля ЯМЗ-240НМ2
На этом режиме гидромуфта не работает. Вентилятор при отключении
некоторое время продолжает вращаться (ведет) за
счет инерционного момента ведущих деталей и затем полностью
останавливается.
С этого момента времени через радиатор перестает протягиваться
воздух, и уменьшается интенсивность охлаждения дизеля.
При остановленном двигателе ЯМЗ-240М2 температура охлаждающей
жидкости постепенно понижается до температуры окружающего воздуха.
Объем
охлаждающей
жидкости уменьшается, а пары ее конденсируются.
В системе создается разрежение, вследствие которого охлаждающая
жидкость из расширительного бака засасывается в радиатор.
При снижении давления в баке наружный воздух открывает паровоздушный
клапан и проникает в бак, что предотвращает
разрушение сборочных единиц системы.
Для системе охлаждения ЯМЗ-240 характерны следующие особенности:
тепловое
состояние дизеля регулируется автоматически с помощью термостатов и
вручную с помощью матерчатой шторки; при работе дизеля вентилятор
системы
постоянно включен; в период разогрева дизеля в радиаторе нет
принудительной циркуляции охлаждающей жидкости; водяной насос имеет
ременный привод
и ниппель для соединения с перепускной трубкой термостатов;
расширительный бак — однополостной, не имеет конденсационного
контура и включен в
систему последовательно; вентилятор имеет шестеренный привод и
упругую муфту.
Система регулирования теплового состояния дизеля. На выходе
охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения в коллекторах установлены
термостаты,
предназначенные для автоматического регулирования теплового
состояния дизеля.
При температуре охлаждающей жидкости в системе ниже 343К (70С)
термостаты направляют весь поток жидкости по перепускной трубе к
насосу, минуя радиатор. При температуре выше 358К (85С) вся
охлаждающая
жидкость проходит через радиатор.
В интервале температур 343-358К (70-85С) поток охлаждающей
жидкости делится на два потока, один из которых
проходит через водяной радиатор, а другой — через перепускную трубу.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8