________________________________________________________________
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
___________________________________________________________________
Блок цилиндров, головка и клапаны дизельного двигателя Д-243/Д-242
Головка блока цилиндров
дизеля Д-243/Д-242
Головка блока цилиндров двигателя Д-243/242 тракторов МТЗ, ЮМЗ,
экскаватора ЕК-12/14 представляет собой чугунную
отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные
каналы, закрываемые клапанами.
Для обеспечения отвода тепла головка
цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует
охлаждающая жидкость. На головке блока цилиндров сверху
устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки,
впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм.
Со стороны топливного насоса в головке блока установлены четыре форсунки,
а со стороны генератора к головке крепится выпускной коллектор.
Для
уплотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена
прокладка из армированного перфорированным стальным листом
асбестового или безасбестового полотна. Отверстия для гильз
цилиндров и масляного канала окантованы стальными обечайками.
Контроль затяжки болтов крепления головки
блока цилиндров Д-243/Д-242
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров
дизеля Д-243/242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 производите по окончании обкатки и через 1000 часов работы на
прогретом дизеле в следующем порядке:
- снимите колпак и крышку головки цилиндров;
- снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
- динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления
головки цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 19, и,
при необходимости, произведите подтяжку. Момент затяжки -200±10 Нм.
После проверки затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между
клапанами и коромыслами.
Схема последовательности затяжки болтов крепления головки
блока цилиндров дизеля Д-243/Д-242Д
Блок цилиндров дизельного двигателя Д-243/Д-242
Блок цилиндров является основной корпусной деталью дизеля и
представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных
расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из
специального чугуна.
Гильза устанавливается в блок цилиндров тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 по двум центрирующим поясам:
верхнему и нижнему.
В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в
нижнем - уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в
канавках блока цилиндров. Гильзы по внутреннему диаметру сортируются
на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М).
Маркировка группы наносится на заходном конусе гильзы.
Нужно устанавливать гильзы блока одной размерной группы. Между
стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая
жидкость.Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров
имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого
вала.
На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками
образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши
коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками
коренных подшипников. Менять крышки местами не допускается.
Блок цилиндров Д-243/Д-242 имеет продольный канал, от которого по
поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам
коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
На наружных
поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные
плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, водяного
насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, маслозаливной
горловины.
Газораспределительный механизм ГРМ
дизельного двс Д-243
Механизм газораспределения двигателя Д-243/242 тракторов МТЗ, ЮМЗ,
экскаватора ЕК-12/14 состоит из
распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также
деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел,
регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек
и оси коромысел.
Распредвал - трехопорный, приводится в действие от коленчатого
вала через шестерню распределения. Подшипниками распределительного
вала служат три втулки, запрессованные в расточки блока.
Передняя
втулка (со стороны вентилятора) из алюминиевого сплава, имеет
упорный бурт, удерживающий распредвал от осевого перемещения,
остальные втулки чугунные.
Толкатели двигателя – стальные. Рабочая поверхность тарелки
толкателя наплавлена отбеленным чугуном и имеет сферическую
поверхность большого радиуса (750 мм). В результате того, что
кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим конусом,
толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая
часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены. Коромысла
клапанов двигателя МТЗ-82 - стальные, качаются на оси, установленной на четырех
стойках.
Крайние стойки - повышенной жесткости. Ось коромысел полая,
имеет восемь радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение
коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны двс Д-243/Д-242 изготовлены из жаропрочной стали.
Они перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку
цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух
пружин: наружной и внутренней, которые воздействуют на клапан через
тарелку и сухарики.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки
клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля и выпускной
коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими
втулками.
Контроль зазора между клапанами и
коромыслами двс Д-243/Д-242
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и,
при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а
также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления
головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком
коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом
дизеле ( температура воды и масла должна быть не более 60 ºС) должен
быть:
Для двигателя Д-243/Д-242 и его модификаций:
- впускные и выпускные клапаны - 0,25 мм (+0,10 -0,05)
При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком
коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте: впускные и выпускные
клапаны – 0,25 мм (-0,05)
Регулировку клапанов двигателя
Д-243/Д-242
производите в следующей последовательности:
- снимите колпак крышки головки цилиндров и проверьте крепление
стоек оси коромысел;
- проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом
цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а
выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в
четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от
вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот,
установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в
первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Для регулировки зазора отпустите контргайку винта на коромысле
регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите необходимый
зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана. После
установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки
зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки
цилиндров.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- ТНВД Д-245 - устройство и регулировки
- ГРМ и клапаны Д-245
- Система смазки двигателя Д-245
- Детали топливной системы Д-245
- Операции по регулировке ЯМЗ-236
- Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
- Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
- Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Ремонт и замена коленвала Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Ремонт блока цилиндров Камминз ISBe, ISLe, QSB
- Шатунно-поршневая группа Cummins ISBe, ISLe, ISB
- Система охлаждения дизеля ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршни дизеля ISF 2.8
- Компоненты топливной системы Cummins ISF 3.8
- Система смазки двигателя Камминз 3.8
- Система охлаждения Cummins ISF 3.8